Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлёва А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Зуйковой М.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) на решение Касторенского районного суда Курской области от 12 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зуйковой М.Б. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) засчитать Зуйковой М.Б. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения,
период её работы с 01.10.1998 года по 30.11.2001 года в должностях: 0,5 ставки лаборанта и 0,5 ставки медсестры физкабинета " ... " амбулатории МО " ... сельсовет" Касторенского района Курской области в льготном порядке исчисления стажа как один год за год и три месяца;
периоды нахождения на усовершенствованиях с 01.03.2005 года по 30.04.2005 года и с 01.09.2009 года по 09.10.2009 года в календарном исчислении.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) назначить Зуйковой М.Б. досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, со дня подачи заявления, а именно с 6 июля 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) в пользу Зуйковой М.Б. в счёт возмещения понесенных ею расходов по оплате государственной пошлины " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) N от 16.07.2012г. Зуйковой М.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Из необходимых 30 лет специального стажа засчитано 26 лет 08 месяцев 07 дней.
Период работы с 01.10.1998г. по 30.11.2001г. в должности лаборанта и медсестры физкабинета " ... " амбулатории администрации МО " ... сельсовет" в специальный стаж не засчитан со ссылкой на п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464, п. 1 Правил исчисления выслуги, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066, п.3 и п.6 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, по мотивам отсутствия документального подтверждения структурной принадлежности амбулатории.
Период работы с 01.01.2002г. по 31.12.2003г. в должности лаборанта 0,25 ставки и медсестры физкабинета 0,25 ставки " ... " амбулатории в специальный стаж не засчитан со ссылкой на п. 4 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, в связи с несоблюдением обязательного условия - выполнения работы в режиме нормальной или сокращённой продолжительности времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 07.02.1984г. по 10.12.1984г., с 03.05.1985г. по 31.05.1985г., в ученическом отпуске с 28.01.1985г. по 10.02.1985г., с 01.06.1985г. по 30.06.1985г., на усовершенствовании с 01.03.2005г. по 30.04.2005г., на специализации с 01.09.2009г. по 09.10.2009г. не включены в специальный стаж со ссылкой на п. 21 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996г. N 5, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. N 29, и п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516.
Не согласившись с указанным решением, Зуйковой М.Б. обратилась в суд с иском, уточнив который, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать пенсионный орган засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01.10.1998г. по 30.11.2001г. в должности лаборанта и медсестры физкабинета " ... " амбулатории администрации МО " ... сельсовет", периоды нахождения на усовершенствовании с 01.03.2005г. по 30.04.2005г. и с 01.09.2009г. по 09.10.2009г., назначить и выплатить досрочную пенсию с момента обращения за ней - с 06.07.2012г.
На включении в специальный стаж иных периодов не настаивала.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное.
Поскольку истцом решение не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий, утверждаются Правительством РФ.
В связи с тем, что трудовая деятельность истца Зуйковой М.Б. в медицинских учреждениях протекала в городе и сельской местности, при оценке её пенсионных прав суд правомерно исходил из специального стажа в объеме 30 лет.
Судом установлено, что истец с 01.07.1981г. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 07.02.1984г. по 10.12.1984г. и с 03.05.1985г. по 31.05.1985г., отпусках по уходу за ребёнком до одного года с 20.11.1985г. по 25.09.1986г. и с 26.10.1987г. по 31.12.1987г., по уходу за ребёнком до 3-х лет с 01.01.1988г. по 01.03.1989г., а также в ученическом отпуске с 28.01.1985г. по 10.02.1985г. и с 01.06.1985г. по 30.06.1985г.).
Из материалов выплатного дела следует, что спорный период работы истца с 01.10.1998г. по 30.11.2001г. на 0,5 ставки лаборанта и 0,5 ставки медицинской сестры физкабинета " ... " амбулатории администрации МО " ... сельсовет" в специальный стаж не засчитан в связи с тем, что документально не подтверждена структурная принадлежность " ... " амбулатории, и, кроме того, администрация сельсовета не является учреждением здравоохранения; периоды нахождения на курсах усовершенствования с 01.03.2005г. по 30.04.2005г. и с 01.09.2009г. по 09.10.2009г. не включены в специальный стаж, поскольку не являются периодами работы по специальности.
Принимая во внимание, что указанный выше спорный период работы имел место до 01.01.2002г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при оценке пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002г. суд первой инстанции правомерно применил порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, установленный для назначения и перерасчёта государственных пенсий, действовавший до вступления в силу названного Закона (п. 9 ст. 30), что согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении N2-П от 29.01.2004г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность засчитать спорный период в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд правильно исходил из того, что в данный период работы истца действовали и подлежат применению Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 и Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066, и, руководствуясь утвержденными вышепоименованными Постановлениями Правительства Списком 1991 года, предусматривающим, что работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а также Списком 1999 года, содержащим должности лаборанта и медицинской сестры кабинета, а также предусматривающим в качестве медицинского учреждения амбулаторию, обоснованно включил в специальный стаж период работы с 01.01.1998г. по 30.11.2001г. в должности лаборанта и медсестры физкабинета " ... " амбулатории администрации МО " ... сельсовет".
Данный вывод суда основан на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым дана правильная правовая оценка.
Согласно записям в трудовой книжке, 01.06.1988г. истец принята на работу медсестрой стационара в " ... " участковую больницу " ... " ЦРБ, 01.02.1991г. переведена лаборантом, 15.04.1992г. переведена на 0,5 ставки клинического лаборанта и 0,5 ставки медрегистратора в той же больнице; 12.07.1998г. переведена на 0,5 ставки лаборанта и 0,5 ставки медсестры физкабинета " ... " амбулатории " ... " ТМО, 01.12.2001г. уволена в связи с переводом в " ... " ЦРБ - п. 3 ст. 29 КЗоТ РФ.
Как усматривается из материалов дела, " ... " амбулатория (до 1996 года " ... " участковая больница), в штате которой имелись должности лаборанта и медицинской сестры физкабинета, являлась структурным подразделением и находилась на балансе " ... " центральной районной больницы, переименованной в " ... " Территориальное медицинское объединение, о чём в трудовой книжке истца имеются соответствующие записи. На основании распоряжения Главы администрации Касторенского района Курской области от 29.10.1997г. N " ... " амбулатория, находившаяся на балансе муниципального предприятия " ... РТМО", в числе прочих объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передана на баланс соответствующего муниципального образования - администрации " ... " сельсовета.
Таким образом, несмотря на переименования и изменение в системе источников финансирования, с момента поступления на работу и до увольнения истец работала в одном и том же медицинском учреждении, выполняемые ею функции по занимаемым должностям в течение полного рабочего дня, связанные с оказанием медицинской помощи населению, а также характер и условия её работы не менялись.
Как следует из справки N, выданной 07.03.2012г. администрацией " ... " сельсовета Касторенского района Курской области, документы по " ... " амбулатории за период с 1998 года по 2001 год не сохранились.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что отсутствие документов, подтверждающих структурную принадлежность лечебного учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, не влияет на характер данной деятельности и оценку пенсионных прав истца и не может служить основанием к отказу во включении в специальный стаж спорного периода её работы.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Пенсионным органом в рамках искового производства по данному делу не представлено суду доказательств, опровергающих выводы суда о характере работы истца в спорный период, как связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также о невыполнении ею нормы рабочего времени.
В связи с чем, у суда имелись законные основания для возложения на ответчика обязанности засчитать спорный период работы Зуйковой М.Б. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения, указанным в Списке N464 от 06.09.1991г. (п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, действовало до 01.11.1999г.), производилось из расчета один год работы в сельской местности или поселке городского типа - за 1 год и 3 месяца. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 предусмотрено, что при исчислении сроков выслуги работникам учреждений здравоохранения, чья трудовая деятельность после 01.11.1999г. имела смешанный характер, то есть осуществлялась в городе, сельской местности или посёлке городского типа, к периодам работы в сельской местности применяется правило - один год работы засчитывается за 1 год и 3 месяца, в связи с чем, суд обоснованно обязал ответчика применить к зачтённому судом периоду работы льготный порядок исчисления стажа.
Судом также установлено, что с 01.03.2005г. по 30.04.2005г. и с 01.09.2009г. по 09.10.2009г. истец проходила циклы усовершенствования по физиотерапии и по циклу "Первичная медико-санитарная помощь взрослым и детям" как медсестра общей врачебной (семейной) практики " ... " ООВП ГУЗ " ... ЦРБ".
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанные периоды не могут быть включены в специальный стаж, судебная коллегия находит несостоятельным.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Удовлетворяя требования истца о включении спорных периодов в специальный стаж, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующим трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определённых видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ); при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).
Суд установил, что направление Зуйковой М.Б. для прохождения циклов усовершенствования было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки и оформлено работодателем приказами, при этом, за истцом в спорные периоды сохранялись как место работы и должность, так и средняя заработная плата, страховые отчисления на обязательное пенсионное страхование работодателем производились ежемесячно (данный факт представителем пенсионного органа не оспаривался). При таких обстоятельствах, вывод суда о включении периодов прохождения истцом циклов усовершенствования в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности судебная коллегия находит правильным.
С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, включенных судом, у истца имеется необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 30-летний стаж, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на момент обращения в пенсионный орган.
Срок назначения трудовой пенсии правомерно определен судом в соответствии со ст. 19 названного Закона со дня обращения за указанной пенсией, то есть с 06.07.2012г.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, оценка представленных сторонами доказательств произведена в полном соответствии со ст. 67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 198, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Касторенского районного суда Курской области от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.