Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 января 2013 г. по делу N 33А-1331/29
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Осина В.А.,
судей: Коронца А.А.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Владимирского гарнизонного военного суда от 12 октября 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления полковника запаса ФИО1 об оспаривании бездействия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - руководитель ДЖО МО РФ), выразившегося в ненаправлении заявителю извещения о распределении жилого помещения, а также действий этого должностного лица, связанных с принятием решения об отказе в распределении жилья.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении, согласно сообщению руководителя ДЖО МО РФ от 13 июля 2012 года было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", однако извещение об этом за номером N ему до настоящего времени не вручено. Для получения этого извещения ему было предложено прибыть во 2-ой территориальный отдел Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ( "адрес"), однако вплоть до 3 августа 2012 года оно туда не поступало. Кроме того, сведения о распределении ему указанной квартиры отсутствуют в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Названные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о принятии руководителем ДЖО МО РФ решения об отказе в распределении ему указанной квартиры, что препятствует реализации им его жилищных прав.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие руководителя ДЖО МО РФ, выразившееся в ненаправлении в его адрес извещения N N о распределении ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес";
обязать руководителя ДЖО МО РФ направить ему данное извещение через Владимирское территориальное отделение ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации";
признать незаконными действия руководителя ДЖО МО РФ, связанные с принятием решения об отказе в распределении ему жилого помещения по вышеуказанному адресу;
взыскать с ДЖО МО РФ в его пользу 200 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате заявления государственной пошлиной.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме по тем основаниям, что суд в нарушение требований статьи 56, части 1 статьи 249 ГПК РФ при рассмотрении его заявления отошел от норм материального и процессуального права, поскольку не защитил его жилищные права.
Ссылаясь на положения абзаца 1 пункта 12 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, считает, что извещение о распределении ему жилого помещения должно было быть ему вручено соответствующим уполномоченным на то органом по месту его жительства. Таким образом, по мнению автора апелляционной жалобы, он не должен был прибывать из "адрес" в территориальный отдел Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, находящийся в городе Нижнем Новгороде, для получения указанного извещения.
Полагает, что отсутствие в указанном территориальном отделе ДЖО МО РФ извещения о распределении ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", доказывает отказ руководителя ДЖО МО РФ в оформлении ему этого жилого помещения и перераспределение его третьим лицам.
Ссылаясь на часть 2 статьи 249 ГПК РФ, считает, что суду следовало направить соответствующие запросы в ДЖО МО РФ и Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, находящееся в городе "адрес" "адрес", с целью выяснения действительных обстоятельств, связанных с распределением ему жилого помещения. Однако этого сделано не было.
В заключение апелляционной жалобы обращает внимание на то, что вывод суда в решении на превышение нормы предоставления ему площади жилого помещения распределенной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", поскольку ранее ему была распределена квартира, расположенная по адресу: "адрес", ошибочен ввиду отсутствия по настоящему делу предмета спора о площади предоставленного ему жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Согласно пунктов 11 и 12 Инструкции жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений.
Следовательно избрание способа вручения извещения о распределении военнослужащему жилого помещения относится к исключительной компетенции соответствующего уполномоченного органа.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных силах Российской Федерации требований названной Инструкции определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Из письменного сообщения руководителя ДЖО МО РФ от 13 июля 2012 года на обращение ФИО1 от 20 апреля 2012 года усматривается, что заявителю было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". При этом для получения извещения N о распределении данной квартиры заявителю было предложено прибыть во 2-ой территориальный отдел Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ( "адрес").
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд, проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, пришел к правильному выводу о том, что согласно п. 12 Инструкции избрание способа вручения извещения о распределении жилых помещений относится к исключительной компетенции соответствующего уполномоченного органа и не зависит от волеизъявления заинтересованных лиц, а поэтому обосновано отказал ФИО1 в его требованиях признать незаконным бездействие руководителя ДЖО МО РФ, выразившееся в ненаправлении в его адрес извещения N о распределении ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и возложить на названное должностное лицо обязанность направить ему указанное извещение через Владимирское территориальное отделение ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно статьи 6 закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Таким образом, отсутствие в территориальном отделе Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, находящемся в городе "адрес", извещения о распределении ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", никоим образом не доказывает отказ руководителя ДЖО МО РФ в оформлении заявителю этого жилого помещения и перераспределение его третьим лицам, как это полагает автор апелляционной жалобы, поскольку каких-либо данных об указанных действиях названного должностного лица в отношении заявителя в материалах дела не имеется.
У суда не имелось оснований для направления запросов в соответствующие уполномоченные органы с целью выяснения действительных обстоятельств, связанных с распределением ФИО1 жилого помещения, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, поскольку заявителем не доказан факт нарушения своих прав и свобод со стороны указанных должностных лиц в вопросе обеспечения его жильем.
Ссылка в решении суда на превышение нормы предоставления заявителю площади жилого помещения, распределенной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", правового значения для разрешения по существу настоящего дела не имеет, поскольку не относится к предмету спора.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Владимирского гарнизонного военного суда от 12 октября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.