Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 января 2013 г. по делу N 33А-1324/22
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Коронца А.А.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Кислинской А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 15 октября 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления майора запаса ФИО2 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ МО РФ), связанных с невыплатой заявителю в полном объеме единовременного пособия при увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2 в период прохождения военной службы находился в распоряжении командира войсковой части N. В связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом МО РФ от 4 августа 2012 года N 1856 он был исключен из списков личного состава воинской части с 21 августа 2012 года. В вышеуказанном приказе МО РФ указано о выплате ему единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере "данные изъяты" денежного содержания, которое ЕРЦ МО РФ и выплатил ему. При этом в нарушение части 2 статьи 2 и части 5 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", статьи 17 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х, пункта 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099, пособие при увольнении с военной службы ему было выплачено без увеличения на один оклад, как имеющему медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР", являющейся государственной наградой.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просил признать незаконными действия МО РФ и руководителя ЕРЦ МО РФ, связанные с начислением и выплатой ему пособия без увеличения на один оклад денежного содержания, и обязать МО РФ внести соответствующие изменения в изданный им приказ от 4 августа 2012 года N 1856 в части установления ему размера пособия, а руководителя ЕРЦ МО РФ произвести ему доплату пособия в размере одного оклада денежного содержания.
Кроме того, заявитель просил суд возместить ему судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины, и обратить решение к немедленному исполнению.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме по тем основаниям, что он награжден медалью "70 лет Вооруженных Сил СССР".
Таким образом, согласно части 5 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", статей 21, 22, 26, 28 и 30 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х, ст. 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", пункта 141 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, он имеет право на увеличение размера единовременного пособия при увольнении с военной службы на 1 оклад денежного содержания
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почётного звания СССР или почётного звания Российской Федерации, размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы, предусмотренного частью 3 этой же статьи, увеличивается на один оклад денежного содержания.
Как следует из ст. 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х, ордена, медали и почётные звания СССР, относящиеся к государственным наградам СССР, вручались за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом.
Согласно статьям 21, 25 главы VI Общего положения (Порядок представления к награждению государственными наградами СССР) награждение медалью СССР, относящейся к государственной награде, производилось по представлению Совета Министров СССР, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, общественных организаций в лице их общесоюзных органов, республиканских, краевых, областных партийных органов, Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей. Порядок возбуждения ходатайств о награждении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, войск и органов внутренних дел, Комитета государственной безопасности СССР, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел определялся соответственно Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности СССР. При этом о награждении государственными наградами СССР Президиум Верховного Совета СССР издавал указы, которые подлежали публикации для всеобщего сведения в "Ведомостях Верховного Совета СССР" и в других органах печати.
Вместе с тем, как следует из ст. 17 вышеназванного нормативного правового акта, во взаимосвязи с положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 года N 8400-XI "Об учреждении юбилейной медали "70 лет Вооружённых Сил СССР", названная юбилейная медаль была учреждена для награждения в связи с важными юбилейными датами в истории советского народа, в частности в ознаменование 70-летия Вооружённых Сил СССР.
Более того, как следует из упомянутого выше Указа об учреждении юбилейной медали, ею награждались, в том числе лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, состоявшие к 23 февраля 1988 года, соответственно, на действительной военной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, войсках Министерства внутренних дел СССР, войсках и органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Вручение же медалей награждённым производилось на основании списков, составленных и утверждённых командирами воинских частей, соединений и начальниками учреждений, заведений, а не на основании представлений органов, упомянутых в ст. 21 Общего положения.
Таким образом, проанализировав приведённое выше законодательство, суд пришел к правильному выводу о том, что юбилейная медаль "70 лет Вооружённых Сил СССР", награждение которой не было обусловлено наличием особых заслуг перед государством в различных сферах деятельности, не относится к государственным наградам СССР, которые в понимании ч. 5 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации" дают основание для увеличения военнослужащим, удостоенным их в период службы, размера единовременного пособия при увольнении с военной службы на один оклад денежного содержания.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 15 октября 2012 года по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.