Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 января 2013 г. по делу N 33А-1320/18
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя заявителя ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя жилищной комиссии "данные изъяты" на решение Калужского гарнизонного военного суда от 18 октября 2012 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащей "данные изъяты" прапорщика ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии той же воинской части, связанных со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9, заключившая первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, по месту службы в городе Балабаново Калужской области была обеспечена жилым помещением в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью "данные изъяты"., в 2003 году предоставленной ее супругу ФИО6 - военнослужащему "данные изъяты" на состав семьи 3 человека.
В данном жилом помещении заявитель была зарегистрирована, однако после расторжения брака с ФИО9 11 сентября 2007 года снялась с регистрационного учета и в тот же день встала на такой же учет по адресу воинской части.
2 апреля 2009 года решением жилищной комиссии "данные изъяты" (протокол N 10) заявитель признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного фонда, со 2 марта 2009 года.
23 сентября 2009 года ФИО9, достигшая общей продолжительности военной службы более 10 лет, просила об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с предварительным обеспечением жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, о чем подала рапорт.
Приказом командира воинской части N 196 от 30 сентября 2009 года (в редакции приказа от 9 октября 2009 года N 204) заявитель в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с 3 октября того же года полагалась освобожденной от занимаемой воинской должности и зачисленной в распоряжение командира воинской части до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания.
10 сентября 2012 года решением жилищной комиссии воинской части (протокол N 10) заявитель, как ухудшившая свои жилищные условия, а также в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществившего принятие ее на учет, с той же даты была снята с жилищного учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии от 10 сентября 2012 года и обязать комиссию восстановить ее в очереди военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, с даты постановки на жилищный учет.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично.
Суд признал незаконным оспоренное решение и обязал жилищную комиссию воинской части отменить его в части, касающейся заявителя, и в установленном порядке рассмотреть вопрос о принятии ФИО9 на жилищный учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель жилищной комиссии воинской части, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворения заявления.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, связанные с ухудшением ФИО9 11 сентября 2007 года своих жилищных условий в результате снятия с регистрационного учета по адресу квартиры, предоставлявшейся ее бывшему супругу, в том числе и на нее.
Со ссылкой на положения статьи 53 ЖК РФ делает вывод о неправомерных действиях жилищной комиссии воинской части, осуществившей принятие заявителя на жилищный учет в качестве нуждающейся в получении специализированного жилого помещения ранее 5 лет со дня ухудшения ею жилищных условий.
Утверждает, что, несмотря на подачу ФИО9 рапорта об обеспечении ее в связи с предстоящим увольнением с военной службы жилым помещением по договору социального найма, данный вопрос предметом рассмотрения жилищной комиссии воинской части не был, однако заявитель находилась в соответствующем списке военнослужащих воинской части.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установлено, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о прохождении военной службы заключается с гражданином, поступающим на военную службу, на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины.
Как видно из материалов дела на основании приказа командира "данные изъяты" от 31 августа 1999 года N 182 ФИО9, прибывшая из Павловского военного комиссариата Нижегородской области, полагалась поступившей на военную службу по контракту, заключенному сроком на 3 года, и назначенной на воинскую должность, штатом по которой предусмотрено воинское звание "рядовой".
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что заявитель относится к категории военнослужащих, на весь срок военной службы подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Следовательно, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с жилищного учета, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, в том числе является неправомерность действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на жилищный учет.
Поскольку статья 53 ЖК РФ, предусматривающая последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий, распространяется на правоотношения, связанные с принятием граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а не на нуждающихся в служебном жилье, то расторжение заявителем в сентябре 2007 года брака и снятие с регистрационного учета по адресу квартиры, предоставлявшейся бывшему супругу на весь состав семьи, не может служить основанием для отказа ФИО9 в предоставлении служебного жилого помещения, а, равно как и для принятия ее на соответствующий жилищный учет.
На основании вышеизложенного решением от 2 апреля 2009 года жилищная комиссия воинской части правомерно признала заявителя нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного фонда.
В этой связи правильным является вывод суда первой инстанции о незаконности решения жилищной комиссии воинской части от 10 сентября 2012 года в части, касающейся снятия заявителя с учета в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного фонда.
При этом, отказывая ФИО9 в восстановлении на жилищном учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма с даты первоначального принятия на данный учет, то есть со 2 марта 2009 года, когда она была принята на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право состоять на указанном учете в силу вышеприведенного законодательства у заявителя возникает не ранее наступления основания для увольнения с военной службы.
При таких обстоятельствах и, вопреки доводу автора апелляционной жалобы, обжалуемое решение в части возложения на жилищную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о принятии заявителя на жилищный учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, является верным, поскольку данного решения, несмотря на рапорт заявителя от 23 сентября 2009 года об увольнении с военной службы с предварительным обеспечением жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, не принималось, а срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, на момент принятия судебного решения - истек.
Обстоятельства того, что в отсутствие соответствующего решения жилищной комиссии заявитель до 10 сентября 2012 года находилась в списке военнослужащих воинской части, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения, поскольку на основании статьи 52 ЖК РФ включение в данный список осуществляется только решением уполномоченного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского гарнизонного военного суда от 18 октября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя жилищной комиссии "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.