Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "СК "Центурион" по доверенности Захарова В.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 декабря 2012 года (мотивированное постановление изготовлено 12 декабря 2012 года) по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 11 декабря 2012 года (мотивированное постановление изготовлено 12 декабря 2012 года) по делу об административном правонарушении юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственность "Строительная компания "Центурион" (далее - ООО "СК "Центурион", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** ( ***) рублей.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ООО "СК "Центурион" по доверенности Захаров В.А. просит постановление судьи Октябрьского районного суда по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения и на неправильное толкование и применение судьёй норм материального права.
Указывает на допущенные процессуальные нарушения как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то должностным лицом. Постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям, установленным статьёй 29.10 КоАП РФ.
При этом, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении не содержится доказательств того, что выявленные нарушения санитарных правил должны повлечь за собой ответственность именно ООО "СК "Центурион", даже при установлении того, что Общество является управляющей организацией многоквартирного дома.
Законный представитель ООО "СК "Центурион" генеральный директор Общества Кассирова Л.Н., в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ б административных правонарушениях.
Выслушав объяснения защитника ООО "СК "Центурион" по доверенности Захарова В.А., поддержавшего жалобу, представителя административного органа - Управления Роспотребнадзора по Мурманской области по доверенности Саломатину Е.Н., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.
В соответствии со статьёй 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержат общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, включая их содержание (ст. 23 Закона).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синатропных членистоногих" при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе:
- своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков;
- обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта;
- устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий;
- уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон;
- устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола;
- поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков;
- своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
Пунктом 8.2.1 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" определено, что при наличии мусоропровода в жилом здании люки мусоропроводов должны располагаться на лестничных площадках. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками. Располагать мусоропроводы в стенах, ограждающих жилые комнаты, не допускается.
Пунктом 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" при эксплуатации жилых помещений требуется:
- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;
- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
В соответствии с п. 2.2.8 СанПин 42.128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8 - 5%), креолина (8 - 5%), нафтализола (15 - 10%), фенола (3 - 5%), метасиликата натрия (1 - 3%). Время контакта - не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
Приведенные положения материального закона судья правильно применил при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).
Установлено что, в связи с коллективным обращением граждан, проживающих в доме *** корпус *** по *** в городе Мурманске, управлением которым на основании договора N ***, заключенного ***.2009 осуществляет ООО "СК "Центурион", специалистом - экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Мурманской области " ... " вынесено определение N *** о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.13-16, 82).
В результате проведенного административного расследования, при обследовании жилого многоквартирного дома N *** корпус *** по *** в городе Мурманске выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Основанием привлечения ООО "СК "Центурион" к административной ответственности послужили установленные по делу данные о нарушении требования санитарных норм и правил при осуществлении функций по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Мурманск, ***, д. ***, корпус ***.
Так, судьей в действиях Общества установлено нарушение п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синатропных членистоногих", п.п. 8.2.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 2.2.8 СанПин 42.128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Фактические обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра от 10.09.2012 года, актом санитарно-эпидемиологического обследования от 13.09.2012 г., экспертным заключением от 14.09.2012 г., которые судья районного суда оценил по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения административного расследования в отношении юридического лица ООО "СК "Центурион" 16 октября 2012 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проанализировав установленные по делу данные применительно к положениям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", судья пришел к обоснованному вывод о доказанности вины ООО "СК "Центурион" нарушении требований закона.
Обязательные требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64. Указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4).
Решая вопрос об административной ответственности юридического лица, судья учел, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от *** 2009 года ООО "СК "Центурион"
- управляющая организация, приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Мурманск, ***, дом ***, корпус *** (л.д. 44-49).
Приводимые в жалобе доводы о том, что Общество не является надлежащим субъектом данного правонарушения, были предметом обсуждения судьи при рассмотрении дела и обоснованно отклонены как несостоятельные.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее по тексту - Правила технической эксплуатации).
Правила содержат перечень мероприятий, составляющих содержание и техническое обслуживание дома, параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
С учетом изложенного, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, приведены ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таком положении оснований для освобождения ООО "СК "Центурион" от административной ответственности не имеется.
Действиям юридического лица - ООО "СК "Центурион" судьёй дана правильная юридическая оценка.
Приведенные в постановлении выводы судьи о виновности юридического лица - ООО "СК "Центурион" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Постановление о привлечении юридического лица - ООО "СК "Центурион" к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении не противоречит требованиям статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО "СК "Центурион" в пределах, установленных санкцией статьи 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы сводятся к иному ошибочному толкованию закона, поэтому не могут быть основанием для отмены постановления судьи.
Ссылки на недоказанность вины в совершении административного правонарушения, не состоятельны, и опровергаются представленными материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении. Процессуальный документ составлен уполномоченным должностным лицом - специалистом- экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, который на основании приказа Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40 "Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" наделен правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы также не опровергают выводы судьи о доказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи и, не влекут его отмены.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска 11 декабря 2012 года (мотивированное постановление изготовлено 12 декабря 2012 года), вынесенное в отношении ООО "СК "Центурион" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "СК "Центурион" по доверенности Захарова В.А. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.