Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.,
судей
Малич Р.Б.,
Яцун Е.М.
при секретаре
Бобровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Большухина И.К. о признании ненормативного правового акта недействительным,
по апелляционной жалобе представителя Большухина И.К. по доверенности Лёвиной М.А. на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 июня 2012 года, по которому постановлено:
"Заявление Большухина И.К. о признании решения ИФНС России по г. Мурманску N *** от ***.2011 года о предстоящем исключении некоммерческой организации гаражно-строительный кооператив " ***" из ЕГРЮЛ незаконным; признании действий ИФНС России по г. Мурманску по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении Гаражно-строительного кооператива " ***" из ЕГРЮЛ незаконными; понуждению к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., объяснения заявителя Большухина И.К и его представителя Лёвину М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя ИФНС России по г. Мурманску по доверенности Устинову Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Большухин И.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения и действий ИФНС России по г. Мурманску и понуждении устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что является председателем и членом Гаражно-строительного кооператива " ***" (далее - ГСК " ***").
*** 2011 года ИФНС России по г. Мурманску было принято решение N *** о предстоящем исключении ГСК " ***" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, по тем основаниям, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, Кооператив не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлял операций хотя бы по одному банковскому счету.
*** 2011 года ГСК " ***" был исключен налоговым органом из ЕГРЮЛ.
Полагая данные действия ИФНС России по г. Мурманску незаконными, указал, что ГСК " ***" является действующим юридическим лицом, имеет в своем составе *** членов, в течение 2010-2011 года Кооперативом был заключен ряд договоров на поставку электроэнергии, а также договор аренды земельных участков, принадлежащих ГСК " ***".
Кооператив является некоммерческой организацией и не имеет расчетного счета в Банке, а осуществляет деятельность путем наличных расчетов, что не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, ИФНС России по г. Мурманску был нарушен срок публикации решения о предстоящем исключении ГСК " ***" из ЕГРЮЛ.
Уведомление о принятии решения о предстоящем исключении Кооператива по юридическому адресу последнего направлено не было, в связи с чем, он и другие члены ГСК " ***" были лишены права обжаловать действия налогового органа.
Просил суд признать незаконным решение ИФНС России по г. Мурманска от *** 2011 года N *** о предстоящем исключении некоммерческой организации ГСК " ***" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; признать незаконными действия ИФНС по г. Мурманска по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении некоммерческой организации ГСК " ***" из ЕГРЮЛ; обязать ИФНС России по г. Мурманска устранить допущенные нарушения прав и законным интересов путем внесения в ЕГРЮЛ записи об отмене записи об исключении ГСК " ***" из ЕГРЮЛ; взыскать с ИФНС России по г. Мурманска сумму государственной пошлины.
В судебном заседании заявитель Большухин И.К. и его представитель Лёвина М.А. заявленные требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Мурманска по доверенности Устинова Т.В. с заявлением не согласилась.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Большухина И.К. по доверенности Лёвина М.А. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение ИФНС России по г. Мурманску порядка исключения ГСК " ***" из ЕГРЮЛ.
Так, основанием для внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра юридических лиц, которое выносится в случае, когда от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не поступили заявления.
В нарушение указанного, запись об исключении ГСК " ***" внесена в ЕГРЮЛ на основании решения ИФНС России по г. Мурманску от *** 2011 года N *** о предстоящем исключении ГСК " ***" как недействующего юридического лица.
Кроме того, решение об исключении из ЕГРЮЛ Кооператива было принято неуполномоченным на то органом - ИФНС России по г. Мурманску, в то время как принятие указанного решения относится к исключительной компетенции Управления ФНС по г. Мурманску.
Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П.
Указывает на наличие бесспорных доказательств осуществления ГСК " ***" хозяйственной деятельности в течение 2010-2011 годах и в первом полугодии 2012 года.
Ссылается на то, что Кооператив является некоммерческой организацией и не имеет расчетного счета в Банке, а осуществляет деятельность путем наличных расчетов, что не противоречит действующему законодательству. При таком положении, ГСК " ***" не может быть признан недействующим юридическим лицом при наличии такого формального признака как отсутствие операций по банковским счетам.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий материальный закон.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, урегулирован статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 названной нормы юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Приказом ФНС РФ от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В целях обеспечения реализации положений статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Приказом ФНС РФ от 16 ноября 2005 года N САЭ-3-09/591@ утвержден Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Согласно пункту 3.1 названного Порядка, в случае не поступления в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявлений от недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, структурное подразделение налогового органа, указанное в пункте 2.1 настоящего Порядка, осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Внесение указанной записи осуществляется в срок не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, некоммерческая организация ГСК " ***" поставлена на учет в качестве юридического лица *** 1999 года и зарегистрировано в ИФНС России по г. Мурманску с *** 2002 года.
*** 2011 года ИФНС России по г. Мурманску принято решение N *** о предстоящем исключении ГСК " ***" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку по состоянию на *** 2011 года открытых банковский счетов у ГСК " ***" не имелось; отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, ГСК " ***" не представлялась с момента регистрации Кооператива.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками ИФНС по г. Мурманску N *** и N *** и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Решение ИФНС России по г. Мурманску от *** 2011 года N *** о предстоящем исключении ГСК " ***" было опубликовано в ближайшем номере журнала " ***" N *** *** 2011 года.
Кроме того, *** 2011 года указанное решение от *** 2011 года было направлено в адрес председателя ГСК " ***" Ч. П.Ф.
Поскольку в течение трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления членов Кооператива, кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в ИФНС России по г. Мурманску не поступали, *** 2011 года ИФНС России по г. Мурманску внесена запись об исключении ГСК " ***" из ЕГРЮЛ.
Разрешая настоящий спор, суд, исходя из требований закона и установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу о соблюдении ИФНС России по г. Мурманску порядка исключения некоммерческой организации ГСК " ***" из ЕГРЮЛ и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение об исключении из ЕГРЮЛ Кооператива было принято неуполномоченным на то органом - ИФНС России по г. Мурманску, в то время принятие данного решения относится к исключительной компетенции Управления ФНС по г. Мурманску, являются несостоятельными.
По смыслу пунктов 2.1, 3.1 Порядка организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, утвержденного Приказом ФНС РФ от 16 ноября 2005 года N САЭ-3-09/591@, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляет структурное подразделение налогового органа по месту нахождения юридического лица, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, которым в данном случае является ИФНС России по г. Мурманску.
Ссылка в жалобе на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 года N 26-П, не может быть принята во внимание, поскольку указанное Постановление касалось проверки конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 указанного Закона в части признания недействующей религиозной организации и исключении ее из ЕГРЮЛ, тогда как Кооператив такой организацией не является.
Указание на наличие бесспорных доказательств осуществления ГСК " ***" хозяйственной деятельности в течение 2010-2011 годах и в первом полугодии 2012 года, не является причиной отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагается на ИФНС России по г. Мурманску обязанность проверять иные критерии для определения юридических лиц, кроме предусмотренных названным Федеральным законом.
Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам соглашается с законностью и обоснованностью решения суда и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Большухина И.К. по доверенности Лёвиной М.А. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.