судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Власенко И.Г., Кунгурцевой И.В.
при секретаре Бабичевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спириной О.П. к администрации г. Владивостока и администрации Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Спириной О.П. - Лутаенко А.И.
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 октября 2012 года, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения Спириной О.П., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Спирина О.П. обратилась в суд иском к администрации г.Владивостока и администрации Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее родители лишены родительских прав. Решением председателя Первореченского районного Совета народных депутатов N 88 от 17.04.1991 направлена в детский дом г. Находки Приморского края. В настоящее время жилье в установленном законом порядке администрацией Приморского края ей не предоставлено. Просила суд обязать администрацию г. Владивостока принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, администрацию Приморского края обеспечить ее благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства РФ, в размере не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади на одного человека в городе Владивостоке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации Приморского края возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв, в котором указала, что Спирина О.П. не имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку ей исполнилось 23 года 12.11.2009, и за ней закреплено жилое помещение.
Представитель ответчика администрации города Владивостока возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв, в котором указала, что в связи с достижением истицей 23-летнего возраста и наличием закрепленного жилого помещения Спириной О.П. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, данное постановление Спириной О.П. в судебном порядке не оспаривалось.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Спирина О.П., ее представителем Лутаенко А.И. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права (п.1, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Разрешая исковые требования Спириной О.П. по существу, суд на основании ст.57 ЖК РФ, ст.1, ч.1 ст.8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что истец, являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, в установленный законом срок - до достижения 23 лет, не воспользовалась своим правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, а также в связи с тем, что за ней при направлении в детский дом было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес"
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного Кодекса РСФСР предусматривалось предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абзацем 2 п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В этой связи, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 27.09.2006).
Закон Приморского края от 14.08.2007 N125-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти Приморского края жилых помещений детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, детей, находящихся под опекой, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Вышеуказанным законом предусмотрено предоставление указанным категориям лиц благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и требованиям в соответствии с нормой предоставления не менее 16 и не более 33 квадратных метров общей площади.
По делу установлено, что Спирина О.П., 12.11.1986 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: отец - Спирин П.А. и мать - Спирина Т.В. решением Надеждинского районного суда Приморского края от 26.09.1990 были лишены родительских прав в отношении Спириной О.П.
Решением исполнительного комитета Первореченского районного совета народных депутатов N 88 от 17.04.1991 несовершеннолетняя Спирина О.П. была направлена в детский дом г. Находка, с 02.09.1997 по 03.09.2002 она обучалась в краевом государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1" (л.д.55).
Постановлением Администрации города Владивостока от 15.06.2012 N 2277 Спириной О.П. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением 23 летнего возраста и наличием закрепленного жилого помещения по адресу г "адрес"
Отказывая в удовлетворении иска Спириной О.П., суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что по окончанию пребывания в образовательном учреждении, до достижения 23 лет Спирина О.П. обращалась 23 апреля 2003 года в установленном законом порядке в Администрацию г. Владивостока с заявлением об обеспечении ее жилым помещением. ( зарегистрировано N 3188 л.д. 22). Однако решение по ее заявлению не было принято администрацией г. Владивостока.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления своевременно не рассмотрел ее заявление и не поставил ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не должно отражаться на правах истца, ставиться в зависимость от выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности.
Кроме того, заслуживает внимание то обстоятельство, что закрепленное за истцом жилое помещение - "адрес" общей площадью 44,4 кв.м., жилой - 21 кв.м. на дату направления несовершеннолетней в детский дом, было закреплено за пятью детьми Спириными, оставшимися без попечения родителей. Кроме них в квартире были зарегистрированы и проживали еще бабушка несовершеннолетних Тимошенкова Н.Д., две ее дочери и сын, всего 9 человек. Бабушка Тимошенкова Н.Д. умерла 12.01.2010. На каждого проживающего приходилось по 2.3 кв.м. жилой площади, что свидетельствует о том, что наличие закрепленного за Спириной О.П. жилого помещения по вышеуказанному адресу не является свидетельством ее обеспеченности жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (не соответствует учетной норме, приходящейся на одного человека).
Из материалов дела также усматривается, что сестра Спириной О.П.- Спирина Л.П., 15.05.1980 года рождения, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения комиссии по жилищным вопросам при Мэрии г. Владивостока от 02.06.1998, была включена в общий список на получение жилой площади, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на наличие закрепленного жилого помещения по адресу: "адрес"
По решению Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 10.07.2009 на Администрацию Приморского края была возложена обязанность по обеспечению Спириной Л.П. благоустроенным жилым помещением.
Также по решению Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 21.06.2012 на Администрацию Приморского края была возложена обязанность по предоставлению Спирину С.П., 25 мая 1988 года рождения ( брату Спириной О.П.) благоустроенного жилого помещения.
Федеральный Закон " О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан. При этом, закон предполагает правовую определенность в отношении данной категории граждан.
Между тем, предоставление жилого помещения сестре и брату Спириной О.П. при наличии закрепленного за ними одного жилого помещения и отказе истцу в предоставлении жилого помещения на том основании, что за ней закреплено жилое помещение не отвечает вышеназванному принципу правовой определенности, равному предоставлению прав. Судебная коллегия считает необходимым учесть правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 07 июня 2011 N 746-)-) по жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ. В п. 2.3 Определения Конституционный Суд РФ разъяснил, что пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также ч.2 ст. 49, ст. 51, п.1 и3 ч.2 ст.57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05 марта 2009 N 376-)-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( ч.2 ст. 49 и ч.1 ст. 52 ЖК РФ)
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ, подтверждена внесенными изменениями в ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ ( в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) вступившими в законную силу с 01.01.2013.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что Спирина О.П., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась с заявлением о постановке ее на учет на получение жилья в возрасте до 23 лет, что подтверждено допустимыми письменными доказательствами, закрепленное за ней жилое помещение общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, установленной Решением Думы г. Владивостока от 29.09.2005 N 94 ( в редакции от 09.04.2010) " Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Владивостоке", не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по вине уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование истца о возложении на администрацию г.Владивостока обязанности по постановке ее на учет подлежит удовлетворению.
Так как администрация Приморского края формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и на нее законом возложена обязанность обеспечить их жильем не ниже установленных социальных норм, судебная коллегия считает необходимым возложить обязанность по предоставлению Спириной О.П. жилого помещения общей площадью не менее 16 и не более 33 квадратных метров.
Судебная коллегия также учитывает, что с 01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно указанному закону детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным законом также предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за указанными лицами, и в том случае если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Руководствуясь ст. ст. 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 октября 2012 года отменить, апелляционную жалобу представителя Спириной О.П. - Лутаенко А.И. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Спириной О.П. к администрации г.Владивостока и администрации Приморского края - удовлетворить.
Возложить на администрацию г.Владивостока обязанность принять Спирину О.П., ДД.ММ.ГГГГ, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Возложить на администрацию Приморского края обязанность предоставить Спириной О.П. благоустроенное жилое помещение, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.метров и не более 33 кв.метров общей площади в городе Владивостоке, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.