Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Королевой Е.В., Ровенко П.А.
при секретаре Бурдюк И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Атабаевой Л.М. об оспаривании решения администрации г. Владивостока об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по апелляционной жалобе представителя заявителя Козлова Д.М. на решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 ноября 2012 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения заявителя Атабаевой Л.М., ее представителя Козлова Д.М., представителя администрации г. Владивостока Пастухова П.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Атабаева Л.М. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении. Постановлением администрации г. Владивостока от 20 августа 2012 года N 2971 ей отказано в принятии на учет в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". С данным постановлением она не согласна, так как в указанной квартире общей площадью 24 кв.м. проживать невозможно, в жилом помещении зарегистрировано 4 человека, в том числе ее мать, которая лишенна в отношении нее родительских прав. Отказом в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении нарушено ее право на обеспечение жильем. Заявитель просила признать незаконным постановление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию г. Владивостока принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также обеспечить жилым помещением вне очереди в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель заявителя Козлов Д.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Атабаева Л.М. жильем не обеспечена, поскольку в квартире по "адрес" на нее приходится площадь, размер которой менее учетной нормы площади жилого помещения.
Представитель администрации г. Владивостока Полякова Е.Н. возражала против удовлетворения заявления, указав, что Атабаева Л.М. не может быть поставлена на учет в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе представитель заявителя Козлов Д.М., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В обоснование своих требований заявитель Атабаева Л.М. ссылается на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающего дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, реализация которых осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением из государственного жилищного фонда регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законодательством субъекта Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ). Сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Приморского края от 14 августа 2007 года N 125-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края" принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложено на органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, заявитель Атабаева Л.М., 22 мая 1992 года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Первореченского района г. Владивостока от 30 августа 1999 года N 651 за Атабаевой Л.М. было закреплено право на жилое помещение, расположенное в "адрес", общей площадью 24 кв.м., жилой площадью 18 кв.м.
1 августа 2012 года Атабаева Л.М. обратилась в администрацию г. Владивостока с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На момент подачи заявления в жилом помещении, расположенном "адрес", кроме Атабаевой Л.М., было зарегистрировано 3 человека, что свидетельствует об обеспечении заявителя общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (13 кв.м. общей площади), установленной решением Думы г. Владивостока от 29 сентября 2005 года N 94 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Владивостоке".
При таких обстоятельствах Атабаева Л.М., несмотря на наличие закрепленного за ней жилого помещения, имеет предусмотренное статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку ее проживание в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном в "адрес", невозможно в связи с тем, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Оспариваемое постановление администрации г. Владивостока от 20 августа 2012 года N 2971 не соответствует положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ и повлекло нарушение права Атабаевой Л.М., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Атабаевой Л.М. удовлетворить, признать постановление администрации г. Владивостока "Об отказе в принятии Атабаевой Л.М., лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении" от 20 августа 2012 года N 2971 незаконным.
Обязать администрацию г. Владивостока в 30-дневный срок принять решение о принятии Атабаевой Любови Махамаджоновны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.