судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.
судей Чикаловой Е.Н., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Шушаковой Ю.А.
с участием прокурора Ульященко Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Управлению Росприроднадзора по Приморскому краю, администрации Чугуевского муниципального района Приморского края о признании незаконными заключение государственной экологической экспертизы и приказа об утверждении заключения экспертизы,
по апелляционной жалобе администрации Чугуевского муниципального района Приморского края
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 декабря 2012 года, которым признано незаконным положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края" по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального района Приморского края.
Признан незаконным приказ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 856 от 13.09.2012 об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края".
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения прокурора Ульященко Ю.Ю., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд иском к Управлению Росприроднадзора по Приморскому краю, администрации Чугуевского муниципального района Приморского края о признании незаконными заключение государственной экологической экспертизы и приказа об утверждении заключения экспертизы.
В обоснование иска прокурор указал, что Приказом управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 856 от 13.09.2012 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края". Экологическая экспертиза проведена с нарушением закона, поэтому данное заключение и приказ об его утверждении являются незаконными и подлежат отмене.
Проведенной прокуратурой Проверкой установлено, что согласно экспертному заключению (раздел "Общие сведения об объекте экспертизы". "Основные проектные решения", "Характеристика современного состояния основных компонентов природной среды в районе расположения проектируемого объекта", "Оценка воздействия на земельные ресурсы, мероприятия по охране, земель", "Общая оценка представленных материалов") строительство полигона твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района планируется осуществить на месте действующей с 1998 года санкционированной свалки, которая расположена в 2,5 км от с. Чугуевка, в бывшем карьере строительных материалов. На территории карьера остались островки нетронутого грунта, заросшие кустарником и деревьями. Отходы на существующей свалке складируются беспорядочно, навалом.
Отходы, образующиеся на этапе строительства, подлежат передаче лицензированным организациям на обезвреживание и /или использование.
Однако, в оспариваемом заключении не учтены обстоятельства необходимости проведения рекультивации загрязненных земель до начала строительных работ, также указанные виды работ не рассмотрены в процессе строительства.
В заключении ГЭЭ отсутствуют обоснования возможности проведения работ по строительству участков складирования твердых бытовых отходов на загрязненном и захламленном фунте, не решены вопросы очистки территории, вывоза, размещения, утилизации уже размещенных в границах указанной территории отходов.
В связи с чем, реализация указанного проекта до разрешения вопросов о рекультивации земельного участка, используемого под место накопления, размещения отходов различного классов опасности невозможна.
Однако как в проектной документации, материалах и документах, представленных заказчиком для проведения государственной экологической экспертизы, не представлены документы, подтверждающие проведение указанных мероприятий, так и экспертами комиссии ГЭЭ не дана оценка отсутствию таких материалов и документов.
Однако, проектная документация, а вследствие этого и положительное заключение ГЗЭ сведений о необходимости рекультивации объекта, проектных разработках по проведению системы мероприятий рекультативных работ не содержит.
Протокол общественных слушаний от 16 августа 2011 года, подготовленный администрацией Чугуевского муниципального района подписан, не всеми лицами, участвовавшими в проведении таких слушаний.
Руководителем управления Росприроднадзора по Приморскому краю при утверждении положительного заключения ГЭЭ и экспертной комиссией ГЭЭ в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" неверно определен не только перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, но и содержание таких документов, тем самым нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии в соответствии с требованиями ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Просил признать недействительными: положительное заключение по проектной государственной экологической экспертизы документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края" по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального район Приморского края, приказ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 856 от 13.09.2012 об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края".
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконными положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края" по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального района Приморского края, приказ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 856 от 13.09.2012 об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края".
Представитель ответчика Управления Росприроднадзора по Приморскому краю исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, указала, что представленный на экспертизу проект (документы), определяется на соответствие нормам законодательства об охране окружающей среды. "Проект организации строительства" 153-09- ПОС нормам законодательства об охране окружающей среды соответствует, о чем сделаны выводы в заключении ГЭЭ. Протокол общественных слушаний подписан председателем и секретарем. Отсутствие подписей присутствующих не является нарушением, влекущим за собой недействительность заключения ГЭЭ. Уведомление о проведении общественных слушаний опубликовано в трех печатных изданиях. Из экспертного заключения следует, что строительство полигона не противоречит разрешенному использованию земельного участка. Участок складирования ТБО с сопутствующей инфраструктурой при штатном режиме эксплуатации не окажут сверхнормативного воздействия на земельные ресурсы. Строительство такого объекта является необходимым мероприятием для улучшения экологической обстановки в Чугуевском районе, связанной с эксплуатацией свалки.
Представитель ответчика Администрации Чугуевского муниципального района исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, указала, что "Проект организации строительства" 153-09-ПОС нормам законодательства об охране окружающей среды соответствует, о чем сделаны выводы в заключении ГЭЭ. Из экспертного заключения следует, что строительство полигона не противоречит разрешенному использованию земельного участка. Участок складирования ТБО с сопутствующей ифраструктурой при штатном режиме эксплуатации не окажут сверхнормативного воздействия на земельные ресурсы. Строительство полигона ТБО улучшит экологическую обстановку в Чугуевском районе.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился глава администрации Чугуевского муниципального района Приморского края, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что в результате проверки проведенной Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства, допущенные экспертной комиссией государственной экологической экспертизы по даче положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края" по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального района Приморского края.
Согласно экспертному заключению строительство полигона твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района планируется осуществить на месте действующей с 1998 года санкционированной свалки.
Свалка ТБО расположена в 2,5 км от с. Чугуевка в бывшем карьере строительных материалов. На территории карьера остались островки нетронутого грунта, заросшие кустарником и деревьями. Отходы на существующей свалке складируются беспорядочно, навалом. До 2003 года площадка использовалась в качестве карьера гравия при строительстве автодороги, естественный рельеф участка нарушен в результате эксплуатации существующей санкционированной свалки.
Отходы, образующиеся на этапе строительства, подлежат передаче лицензированным организациям на обезвреживание и /или использование.
Однако, в оспариваемом заключении не учтены обстоятельства необходимости проведения рекультивации загрязненных земель до начала строительных работ, также указанные виды работ не рассмотрены в процессе строительства.
В заключении ГЭЭ отсутствуют обоснования возможности проведения работ по строительству участков складирования твердых бытовых отходов на загрязненном и захламленном грунте, не решены вопросы очистки территории, вывоза, размещения, утилизации уже размещенных в границах указанной территории отходов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г., с изм. от 07.12.2011г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2.2 Требований СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", выбранный участок устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ - в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить природоохранные мероприятия, в том числе по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Статьей 14 данного кодекса предусмотрен порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.
Судом установлено, что указанные требования закона как при разработке проектной документации по строительству полигона твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края, так при оценке указанных материалов экспертной комиссией государственной экологической экспертизы учтены не были. :
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что строительство и размещение полигона твердых бытовых отходов и отходов производства на фактически занятом земельном участке, используемом с нарушениями требований действующего природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, противоречит требованиям земельного законодательства в части необходимости проведения работ по рекультивации земель с проектированием указанных работ и проведением ГЭЭ по проекту рекультивации в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального Закона от 23.11.1995 N 174- ФЗ "Об экологической экспертизе". В связи с чем, реализация указанного проекта до разрешения вопросов о рекультивации земельного участка, используемого под место накопления, размещения отходов различного классов опасности невозможна.
Судом также установлено, что в нарушение требований 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экспертами комиссии ГЭЭ не верно дана оценка материалам общественных слушаний.
В нарушение требований указанной нормы закона, а также п.п. 4.9. Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", протокол общественных слушаний от 16 августа 2011 года, подготовленный администрацией Чугуевского муниципального района, подписан не всеми лицами, участвовавшими в проведении таких слушаний. В протоколе отсутствуют подписи сотрудников администрации Чугуевского района Дьяченко Е.П., Нестеровой Е.Л., Бондаревой К.П., Колесник А.П., Захаровой О.П., Каравановой А.В., руководителя ООО "Коммунальщик" Ереминой Н.И. и представителя общественности, жителей с. Чугуевка: Тюнеевой О.В., Шепель. Е.И., Бондаревой Н.И.
При таких обстоятельствах, вывод суда об удовлетворении заявленных прокурором требований сделан правильно. Вывод мотивирован, соответствует материалам дела, требованиям закона и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не имеет.
Доводы жалобы ответчика сводятся к тому, что суд первой инстанции не в полном объеме исследовал проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, наличие в материалах дела такой документации разрешения вопросов о рекультивации существующей на данной территории района санкционированной свалки, невозможности проведения рекультивационных работ при проведении работ по строительству полигона ТБО, отсутствие нарушения прав неопределенного круга лиц и достоверности материалов общественных слушаний, приобщенных к материалам ГЭЭ. Вместе с тем данные доводы апелляционной жалобы ответчика, проверены судом первой инстанции при рассмотрении данного гражданского дела, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе ответчика, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чугуевского муниципального района Приморского края- без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.