Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.,
судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.,
при секретаре Пронь О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Перушевой Н.А. об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 6 сентября 2012 года, которым заявление Перушевой Н.А. удовлетворено: признано незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении в аренду земельного участка по заявлению Перушевой Н.А. от 1 июня 2012 года N, на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность принять решение по заявлению Перушевой Н.А. от 1 июня 2012 года N в соответствии со ст.34 ЗК РФ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав объяснения представителя Перушевой Н.А. - Перушева В.П., и представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края Кожиной И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перушева Н.А. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 1 июня 2012 года обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства.
14 июня 2012 года Департаментом принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка как относящегося к лесному фонду Владивостокского лесничества. Полагает, что поскольку земельный участок расположен в пределах границ Владивостокского городского округа, он не может быть отнесен к категории лесного фонда. Департамент является надлежащим органом, уполномоченным на распоряжение испрашиваемым земельным участком. Просит признать незаконным решение Департамента, оформленное письмом N от 14 июня 2012 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" обязать Департамент обратиться в администрацию г.Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка по заявлению вх. N от 1 июня 2012 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие, извещены о месте и времени слушания дела были надлежаще.
По делу вынесено указанное решение, с которым не согласился Департамент земельных отношений и в апелляционной жалобе представителем ДЗО ставится вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм процессуального права и нарушением единообразия в толковании и применении норм.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Как следует из материалов дела, 1 июня 2012 года Перушева Н.А. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", для целей не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства.
Письмом от 14 июня 2012 года за исх. N Департамент отказал Перушевой Н.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с его нахождением на территории лесного фонда Владивостокского лесничества и отсутствием у Департамента полномочий по распоряжению этим участком.
Признавая отказ Департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка незаконным, суд указал в решении, что данный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), где предусмотрено размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства и садоводства, и в соответствии с действующим законодательством ДЗО обязан был поставить перед органом местного самоуправления вопрос об утверждении схем расположения испрашиваемого земельного участка в соответствии с п.4 ст.34 ЗК РФ.
Данные выводы суда противоречат нормам материального права.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч.2).
В соответствии со ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса, то есть при условии проведения в отношении него лесоустройства, проектирования, постановки его на государственный кадастровый учет и внесения в лесной реестр.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Планы лесного участка в составе земель лесного фонда, выданные до 1 января 2012 года, признаются юридически действительными (пункт 2 статьи 4.2 Закона).
Из анализа положений ст.45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г. N ГКПИ08-2286, документами, подтверждающими существование участка как ранее учтенного объекта недвижимости, могут быть любые документы, устанавливающие или подтверждающие право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, а также позволяющие определить вид права и конкретное лицо, которому земельный участок был предоставлен.
Распоряжением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 г. N 3682р. все леса Владивостокского лесхоза площадью 32, 4 тыс. га отнесены к лесам первой и второй группы, то есть к лесному фонду. Вышеуказанное распоряжение до настоящего времени не отменено.
Таким образом, лесные участки в составе Владивостокского лесхоза являются ранее учтенными объектами недвижимости и должны относиться к лесному фонду (федеральной собственности) в силу указания закона (ст.8 Лесного кодекса РФ). Следовательно, они не могут предоставляться в собственность или в аренду гражданам для ведения дачного хозяйства.
В силу части 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещена деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1007, лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов (пункт 2).
Предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства в такой зоне не предусмотрено.
Положениями части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ также установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в том числе, из состава земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, в возникших правоотношениях правовой статус земель, занятых лесными участками, должен определяться с учетом требований федерального законодательства к целевому назначению защитных лесов, а также установленных ограничений для ведения хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Включение земель, находящихся в ведении Владивостокского лесхоза, в состав границ Владивостокского городского округа не изменяет виды разрешенного использования лесных участков и не прекращает права прежнего пользователя - Садгородского лесничества.
Представленные в судебное заседание суда апелляционной инстанции документы (письменная информация Владивостокского филиала КГКУ "Приморское лесничество" от 2 августа 2012 года N 1209 и выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества) подтверждают факт нахождения земельного участка, испрашиваемого Перушевой Н.А., на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 83, части выдела 3 Садгородского участкового лесничества, занимаемого защитными лесами - лесопарковой зоной.
Полномочия на распоряжение земельными участками занятыми лесным фондом, у Департамента отсутствуют.
В соответствии с Положением об Управлении лесным хозяйством Приморского края, утверждённым постановлением администрации Приморского края от 15 марта 2007 года N 66-па, данный орган государственной власти Приморского края осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняет за счет субвенций из федерального бюджета полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией. Управление лесным хозяйством Приморского края вправе заключать договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности Приморского края, а также правомочно распоряжаться в соответствии с земельным законодательством лесными участками на территории Приморского края, государственная собственность на которые не разграничена.
В то же время, в силу положений статьи 29 Земельного кодекса РФ, статьи 7 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", а также Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 25 сентября 2009 года N 263-па, указанный Департамент по состоянию на 14 июня 2012 года не обладал полномочиями по принятию положительного решения по заявлению Перушевой Н.А. о предоставлении земельного участка, занятого защитными лесами, в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в ответе от 14 июня 2012 года за исх. N Департамент обоснованно указал Перушевой Н.А. на отсутствие компетенции по распоряжению испрашиваемым земельным участком.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая все обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы о незаконности принятого судом решения, обоснованны, основания для удовлетворения требований заявления Перушевой Н.А. отсутствуют, следовательно, решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 6 сентября 2012 года о признании незаконным решения Департамента и возложении на Департамент обязанности, подлежит отмене с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 6 сентября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Перушевой Н.А. об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и о возложении обязанности - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.