Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Светловой С.Е.
судей Ровенко П.А., Туктамышевой О.В.
при секретаре Шушаковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деминой Е.И. об оспаривании решения администрации Тернейского муниципального района и о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Деминой Е.И. на решение Тернейского районного суда Приморского края от 17 декабря 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения Деминой Е.И. и её представителя Мартовод А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демина Е.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Тернейского муниципального района (далее - Администрация) и о возложении обязанности, указав в обоснование заявленных требований, что ей как работнику Муниципального медицинского учреждения "Тернейская центральная районная больница" постановлением главы Тернейского муниципального района Приморского края от 13 ноября 2007 года N 488 было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес". На основании данного постановления между Деминой Е.И. и указанным медицинским учреждением заключен договор найма служебного жилого помещения 28 ноября 2007 года N 10. В августе 2012 года Демина Е.И. обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на приватизацию квартиры, однако письмом от 31 августа 2012 года за исх. N 1041 в его удовлетворении было отказано со ссылкой на отсутствие оснований для снятия с указанной квартиры статуса служебного жилого помещения. По мнению Деминой Е.И. отказ Администрации противоречит положениям действующего законодательства, поскольку испрашиваемое жилое помещение как служебное не было зарегистрировано в установленном порядке. В связи с этим, Демина Е.И. просила суд признать незаконным отказ Администрации, выраженный в письме N 1041 от 31 августа 2012 года, и обязать орган местного самоуправления в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о разрешении Деминой Е.И. приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес".
В судебном заседании Демина Е.И. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Тихонова Т.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований заявления.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Демина Е.И., в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 3 этой же статьи специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 12 ноября 2007 года N 487 жилое помещение, общей площадью 46,8 кв. м., расположенное по адресу: "адрес", "адрес", принято в муниципальную собственность, квартире присвоен статус служебного жилого помещения и она передана на баланс Муниципального медицинского учреждения "Тернейская центральная районная больница".
Постановлением Администрации от 13 ноября 2007 года N 488 служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", предоставлено зубному врачу Муниципального медицинского учреждения "Тернейская центральная районная больница" Деминой Е.И. и членам её семьи: мужу - Демину Д.В. и сыну Демину И.Д. Кроме того, указанным постановлением Муниципальному медицинскому учреждению "Тернейская центральная районная больница" было поручено заключить с Деминой Е.И. договор найма специализированного жилого помещения.
28 ноября 2007 года в отношении данной квартиры между медицинским учреждением и Деминой Е.И. был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения N 10 на период трудовых отношений.
27 августа 2012 года Демина Е.И. обратилась в Администрацию с заявлением, в котором просила разрешить приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес".
Письмом от 31 августа 2012 года за исх. N 1041 Администрация отказала в удовлетворении данного заявления, указав, что основания для снятия статуса служебного с данной квартиры отсутствуют.
Согласно статье 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения, не подлежат приватизации.
Отказывая в удовлетворении требований заявления Деминой Е.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормы жилищного законодательства не предусматривают возможности приватизации служебного жилого помещения.
На момент предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения заявитель достоверно знала, что "адрес" "адрес" "адрес" "адрес" отнесена к специализированному жилищному фонду и была согласна заключить соответствующий договор на указанных в нём условиях.
В своём заявлении от 27 августа 2012 года, поданном в Администрацию, Демина Е.И. по существу просила разрешить приватизацию служебного жилого помещения, то есть ставила вопрос, зависящий от волеизъявления органа местного самоуправления.
В то же время, доводы заявителя о том, что между ней и наймодателем фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, не основаны на материалах дела.
Сам типовой договор найма служебного жилого помещения от 28 ноября 2007 года N 10 был заключен в соответствии с требованиями статей 99, 100 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", при этом, действующее жилищное законодательство не предусматривает необходимости выдачи ордера на служебное жилое помещение.
Ссылка Деминой Е.И. в апелляционной жалобе на то, что занимаемая ею квартира не была зарегистрирована в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости, не может являться основанием для отмены вынесенного решения.
Пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301, предусмотрено, что служебные жилые помещения независимо от формы собственности подлежат государственному учету (техническому учёту, официальному статистическому учёту и бухгалтерскому учёту) наряду с другими жилыми помещениями. Вместе с тем, это не означает, что законодатель связывает момент придания жилому помещению статуса служебного с фактом внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нахождении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", на балансе Муниципального медицинского учреждения "Тернейская центральная районная больница", а также об указании в свидетельстве о регистрации права собственности на жилое помещение договора обмена квартиры на государственный жилищный сертификат от 25 декабря 2007 года в качестве основания её включения в состав муниципальной собственности, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения, поскольку, как уже указывалось выше, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду на основании постановления Администрации от 12 ноября 2007 года N 487.
Из системного толкования положений статей главы 25 ГПК РФ следует, что обращение заинтересованного лица об обжаловании действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц подаётся в суд в целях восстановления его нарушенных прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы заявителя не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Учитывая, что Закон РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не предусматривает возможности приобретения в собственность граждан в порядке приватизации жилого помещения специализированного жилого фонда без согласия собственника жилищного фонда, судебная коллегия приходит к выводу, что права заявителя отказом Администрации снять статус служебного жилого помещения с "адрес" "адрес" "адрес" нарушены не были.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.