Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Украинской Т.И.,
при секретаре Перун А.А.,
с участием представителей Управления Минюста России по Приморскому краю Козлова А.В., Гиренко М.Ф.,
представителей религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края Ильина А.Г., Ишмухамедова Д.Д.,
рассмотрев заявление Управления Минюста России по Приморскому краю о ликвидации религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
Религиозная организация Казыятское управление мусульман Приморского края зарегистрирована решением Главного управления Минюста РФ по Приморскому краю от 28 сентября 2001 г., внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042500002632.
Управление Министерства юстиции России по Приморскому краю обратилось в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края (далее - религиозная организация, организация), ссылаясь на выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения действующего законодательства:
- в нарушение пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в состав данной централизованной религиозной организации входит всего две местных религиозных организации;
- в нарушение пункта 3 статьи 17 этого же Закона печатные материалы, а именно брошюры "Мухаммад Величайший из всех", "Беседы об исламе", "Мусульманско-христианский диалог" не содержат маркировку с официальным полным наименованием организации, а на маркировке брошюры "Иман, Ислам, Намаз" используется неполное наименование организации;
- печать организации не соответствует требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", так как не содержит полного наименования этой некоммерческой организации;
- в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" религиозная организация не разместила в сети Интернет и не предоставила средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
В связи с выявленными нарушениями религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края дважды 6 марта 2012 г. и 16 апреля 2012 г. вынесены предупреждения, однако документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений, в Управление Минюста России по Приморскому краю не представлены. В отношении религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и постановлением мирового судьи от 10 октября 2012 г. религиозная организация привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Кроме того, заявитель указывает, что 13 июня 2012 г. в Управление поступила информация от жителей домов по улице Шепеткова в г. Владивостоке о том, что Казыятским управлением мусульман Приморского края 9 сентября 2010 г., 16 ноября 2010 г. и 31 августа 2011 г. проводились публичные мероприятия - обряд поклонения и мусульманский праздник Курбан-байрам - за пределами помещения по ул. Шепеткова, 33, предоставленного организации для совершения религиозных обрядов и церемоний. При этом в нарушение пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомления о проведении указанных публичных мероприятий в администрацию г. Владивостока не поступали, что установлено решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 мая 2011 г. и 25 апреля 2012 г.
Поскольку в деятельности религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства, заявитель просит принять решение о её ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представители Управления Минюста России по Приморскому краю заявление поддержали.
Представители религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края с заявлением не согласились и пояснили, что нарушения, выявленные в ходе плановой выездной проверки, устранены. Сообщение о продолжении деятельности организации размещено ею 14 января 2013 г. на информационном портале Министерства юстиции России. Организация заказала и изготовила печать с указанием её полного официального наименования. На внутренней стороне первого листа брошюры "Иман, Ислам, Намаз", выпущенной организацией, проставлена печать организации с её полным официальным названием. Что касается брошюр "Мухаммад Величайший из всех", "Беседы об исламе", "Мусульманско-христианский диалог", то организация не является ни издателем, ни заказчиком указанных печатных изданий, поэтому полагает, что проставление на них маркировки организации может повлечь нарушение законодательства, регулирующего авторские и интеллектуальные права.
По мнению представителей религиозной организации, отсутствует нарушение пункта 4 статьи 8 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", поскольку в состав организации входят три местных религиозных организации: владивостокская городская мусульманская религиозная организация "Ислам", религиозная организация мусульман гор. Уссурийска и находкинская мусульманская религиозная организация "Ислам". Кроме того, представители религиозной организации считают, что вывод заявителя о нарушении организацией Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" сделан без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 января 2012 г. N 30-П.
Допущенные религиозной организацией Казыятское управление мусульман Приморского края нарушения не являются существенными, устранены в настоящее время, поэтому ликвидация организации как мера ответственности юридического лица явно несоразмерна допущенным нарушениям. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителями истца, до начала слушания дела по существу религиозная организация устранила нарушения пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части отсутствия маркировки на печатных изданиях), пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части несоответствия печати организации установленным требованиям) и пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (неразмещения в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности). В связи с устранением указанных нарушений они не могут являться основанием для ликвидации религиозной организации в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (пункт 5 этой же статьи).
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7 указанного Федерального закона).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. N 30-П пункт 5 статьи 16 указанного Закона признан не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им вводится в качестве общего правила уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1 - 4 статьи 16 данного Федерального закона, местах.
Представленными суду доказательствами подтверждается и представителями Казыятского управления мусульман Приморского края не отрицалось, что 9 сентября 2010 г., 16 ноября 2010 г. и 31 августа 2011 г. при проведении публичных религиозных мероприятий использовалось не только помещение по ул. Шепеткова, 33 в г. Владивостоке, предоставленное религиозной организации для богослужений и других религиозных обрядов, но и территория, прилегающая к данному дому и соседним домам по ул. Шепеткова, которая не отводилась ответчику для целей богослужения. Скопление большого количества людей вызвало жалобы от населения. При этом в нарушение закона уведомления о проведении публичных мероприятий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления религиозная организация Казыятское управление мусульман Приморского края не направляла.
Как пояснил в судебном заседании председатель организации Ишмухамедов Д.Д., уведомления о проведении религиозных собраний в орган исполнительной власти Приморского края или в орган местного самоуправления не направлялись, поскольку не предполагали, что в указанные дни молящиеся не поместятся в помещении по ул. Шепеткова, 33. Однако в августе 2012 г. перед проведением религиозного праздника такое уведомление было направлено на имя начальника УМВД России по г. Владивостоку.
По ходатайству представителя ответчика судом запрошены сведения в органах внутренних дел Приморского края о поступлении в 2010-2012 гг. уведомлений от религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края о проведении массовых религиозных мероприятий. По сообщению начальника УОООП УМВД России по Приморскому краю Бородачева И.В. от 13 февраля 2012 г. таких уведомлений и заявлений об обеспечении общественного порядка в местах проведения массовых религиозных мероприятий не поступало. В то же время в судебном заседании председатель религиозной организации Ишмухамедов Д.Д. представил суду такое уведомление от 17 августа 2012 г. о проведении массового религиозного праздника 19 августа 2012 г., которое получено лично Бородачевым И.В. 18 августа 2012 г.
Между тем, статьей 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено уведомление органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия. В случае массового религиозного мероприятия, проводимого 18 августа 2012 г., указанный срок нарушен, уведомление поступило в орган внутренних дел за один день до массового мероприятия.
Данных о соблюдении уведомительного порядка в другие дни массовых религиозных мероприятий представители ответчика суду не представили.
Таким образом, в деятельности религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края имеются неоднократные нарушения пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (пункты 2, 3, 4 этой же статьи).
Из устава Казыятского управления мусульман Приморского края (раздел I и пункт 4.1 Устава) и протокола общего собрания членов Приморской краевой мусульманской религиозной организации "Ислам" от 8 июня 2001 г. следует, что данная религиозная организация является централизованной, в её состав вошли три местных религиозных организации: владивостокская городская мусульманская религиозная организация "Ислам", находкинская городская мусульманская религиозная организация и религиозная организация мусульман г. Уссурийска.
В 2002 г. в состав религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края вошла местная религиозная организация мусульман г. Артема, которая вступившим в законную силу решением Артемовского городского суда Приморского края от 22 июня 2007 г. признана прекратившей свою деятельность. Федеральной регистрационной службой 23 июля 2007 г. осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве юридического лица религиозной организации мусульман г. Артема, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решением общего собрания членов находкинской городской мусульманской религиозной организации "Ислам" от 10 ноября 2009 г. принята новая редакция устава, из содержания которого следует, что находкинская религиозная организация не входит в состав Казыятского управления мусульман Приморского края, а является самостоятельной местной религиозной организацией.
Данное обстоятельство подтверждается также заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, поданным 12 ноября 2009 г. находкинской организацией в Управление Минюста России по Приморскому краю, где в графе "3.2.Принадлежность к централизованной религиозной организации" проставлен прочерк. Письмами от 22 января 2013 г. и от 15 февраля 2013 г. руководитель НГМРО "Ислам" Садрутдинов Н.Х. сообщил в Управление Минюста по Приморскому краю, что со дня регистрации новой редакции устава, т.е. с 10 декабря 2009 г., по решению общего собрания членов организации НГМРО "Ислам" является самостоятельной религиозной организацией г. Находки и не входит в состав какой-либо иной организации.
По мнению суда, члены находкинской городской мусульманской религиозной организации "Ислам", принимая на общем собрании от 10 ноября 2009 г. решение о включении в новую редакцию устава положения о самостоятельном статусе своей религиозной организации, тем самым приняли решение о выходе из централизованной организации Казыятское управление мусульман Приморского края.
Распоряжениями Управления Минюста России по Приморскому краю от 11 февраля 2013 г. N 152-р и 153-р отказано в государственной регистрации соответственно местной религиозной организации мусульман г. Арсеньева Приморского края и местной религиозной организации мусульман г. Партизанска Приморского края.
Из изложенного следует, что с декабря 2009 г. в состав централизованной религиозной организации Казыятское управление мусульман Приморского края входит только две местных религиозных организаций - владивостокская и уссурийская.
Нарушение находкинской местной религиозной организацией установленного пунктом 5.8 устава Казыята порядка прекращения членства в централизованной организации, на что ссылались в судебном заседании представители Казыята, не свидетельствует о сохранении этой местной организацией членства в Казытском управлении мусульман Приморского края.
Таким образом, в деятельности религиозной организации Казытское управление мусульман Приморского края имеется грубое нарушение пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Установленные в судебном заседании факты неоднократных и грубых нарушений федеральных законов являются основанием для ликвидации данной религиозной организации с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления Министерства юстиции России по Приморскому краю удовлетворить: Религиозную организацию Казыятское управление мусульман Приморского края, основной государственный регистрационный номер 1042500002632 ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. Украинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.