Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.,
судей Дегтяревой Л.Б., Шульга С.В.,
при секретаре Пронь О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Тарасова С.Л. к ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Советского районного суда города Владивостока от 13 декабря 2012 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения представителя Тарасовой С.Л.- Трифауцан И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасова С.Л. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком. В обоснование заявленных требований указала, что она проходила службу по контракту в УИС ГУФСИН России по Приморскому краю. 12.10.2012 она обратилась к начальнику ГУФСИН России по Приморскому краю с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребёнком, её внуком до достижения возраста 3-х лет. ДД.ММ.ГГГГ получила письменный отказ. Считает отказ в предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет незаконным, не основанным на законе. В обоснование своих требований ссылается на ч. 2 ст. 256 ТК РФ, ст. 45 постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ", согласно которой сотрудникам органов внутренних дел предоставляются отпуска в связи с рождением ребёнка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные установленные действующим законодательством.
Просила суд возложить на начальника ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность предоставить ей отпуск по уходу за ребёнком (внуком) до достижения им трёх лет.
В судебное заседание не явилась истица, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истицы на исковых требованиях настаивал в полном объёме, по доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что мать и отец ребёнка не использовали своё право на получение отпуска по уходу за ребёнком. Отец работает, мать находится в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем ей нужен отпуск по уходу за ребёнком.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщённом к материалам дела.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Тарасова С.Л., её представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В суде апелляционной инстанции представитель истицы поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным. Просил отменить решение и принять новое об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь абз. 7 ст. 54 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ... ", действие, которого распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы, обоснованно пришел к выводу, что предоставление отпуска по уходу за ребенком иным лицам (кроме матери), в данном случае бабушке-сотруднику уголовно-исполнительной системы, законодательством, регламентирующим прохождение службы, не предусмотрено.
Судебная коллегия находит выводы суда и решение суда правильным, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, майор внутренней службы Тарасова С.Л. с мая 1998 года по август 2001 года проходила службу в уголовно-исполнительной системе.
Согласно приказу N N от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова С.Л. ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника отделения специальной связи технической защиты информации ФГУ ЦИТО ГУФСИН России по Приморскому краю.
20.08.2009 между ГУФСИН России по Приморскому краю и Тарасовой С.Л. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника узла связи - начальника отделения телефонно-телеграфной связи узла связи ФБУ ЦИТ ГУФСИН России по Приморскому краю, сроком действия до 01.03.2010.
Приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 01.03.2011 Тарасовой С.Л. продлён срок службы в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника узла связи - начальника отделения телефонно-телеграфной связи узла связи ФБУ ЦИТО ГУФСИН России по Приморскому краю на 3 года, с марта 2011 года по март 2014 года.
Тарасова С.Л. является бабушкой Лоза Я.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося у её дочери Середа Н.С., которая состоит в зарегистрированном браке с Лоза З.Н.
12.10.2012 Тарасова С.Л. обратилась в ГУФСИН России по Приморскому краю с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребёнком (внуком) до достижения возраста трёх лет.
16.10.2012 ГУФСИН России по Приморскому краю отказал в предоставлении Тарасовой С.Л. отпуска по уходу за ребёнком (внуком) до достижения им возраста трёх лет по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, отпуск по уходу за ребенком (внуком) предоставлен быть не может.
Данный отказ суд первой инстанции посчитал обоснованным и соответствующим требованиям закона.
При этом суд сослался на правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы, которое определяется Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ... , действие которого распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы ФЗ РФ от 21.06.1998 N 117 -ФЗ " О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы".
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируется ФЗ РФ от 21.07.1993 N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу ст. 21 ФЗ от 21.07.1998 N 117 -ФЗ на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного совета Российской Федерации.
В соответствии с абз. 7 ст. 54 Положения, правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет наделены матери из числа сотрудников органов внутренних дел. В случаях исключающих возможность ухода за ребенком матерью, отпуск по уходу за ребенком предоставляется отцу. Предоставление отпуска иным лицам, законодательством не предусмотрено.
Также суд первой инстанции обоснованно сослался на правовую позицию, неоднократно высказанную Конституционным судом Российской Федерации, указав, что прохождение службы в уголовной исполнительной системе является одним из видов государственной службы, указанная деятельность осуществляется в публичных интересах, и лица, которые проходят службу в органах внутренних дел (уголовно-исполнительной системе), выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус.
В связи с чем, в данных правоотношениях являются приоритетными нормы специального законодательства, а не трудового, поскольку, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел (уголовно-исполнительной системе), вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них в части реализации ими гражданских прав и свобод как определенные ограничения, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования службы в органах внутренних дел (уголовно-исполнительной системы) исходя из специфического характера деятельности указанных лиц.
По смыслу указанных положений закона, поступая на службу и заключая контракт о прохождении службы, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы.
Таким образом, гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что к данным правоотношениям должно быть применено трудовое законодательство.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с 1 января 2012 года вступил в силу ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает применение к трудовым правоотношениям, положений трудового законодательства, основаны на неверном толковании норм материального права.
Правовых оснований к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Спор судом разрешен верно.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Владивостока от 13 декабря 2012 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.