Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Порутчикова И.В.,
судей Рудневой О.А., Абрамова Д.М.,
при секретаре Росляковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Рудневой О.А. дело по апелляционному представлению прокурора Морозовского района Ростовской области на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 4 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Морозовского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Парамоновского сельского поселения Морозовского района об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности. В обоснование иска указал, что в муниципальной собственности Парамоновского сельского поселения находятся автомобильные дороги, относящиеся к объектам транспортной инфраструктуры. В нарушение ст.ст. 5, 6, 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" в администрации названного поселения оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также категорирование этих объектов не производились, план обеспечения транспортной безопасности не разработан.
В исковом заявлении прокурор просил суд обязать администрацию Парамоновского сельского поселения в срок до 1 января 2013 года устранить нарушения закона путем проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
При рассмотрении дела судом первой инстанции помощник прокурора Морозовского района Любимова О.В. требовала возложить на ответчика обязанности провести оценку уязвимости и категорирование объектов.
Представитель ответчика - глава Парамоновского сельского поселения Оптовкин И.Л. не признал иск.
Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 4 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Морозовского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска. Настаивает на том, что ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку Областным законом от 12 января 2007 года N 620-ЗС подтверждается нахождение в собственности муниципального образования автомобильных дорог, расположенных в х. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, х. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пешеходных мостов в х. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. По мнению прокурора, безусловная обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по проведению оценки уязвимости объектов и категорирования объектов предусмотрена Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ. С учетом этого мотивы, приведенные в решении суда, апеллятор считает необоснованными.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного решения, обсудив доводы апелляционного представления, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая решение по делу, суд руководствовался положениями Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ и исходил из непредставления прокурором доказательств того, что истец является субъектом транспортной инфраструктуры, и обоснования необходимости проведения оценки уязвимости транспортного комплекса поселения (при наличии такового) в условиях отсутствия средств на эти цели в бюджете сельского поселения.
Наличие или отсутствие денежных средств в бюджете поселения в данном случае правового значения не имеет. В то же время судебная коллегия признает, что отказ в удовлетворении исковых требований прокурора по существу является правильным.
Юридически значимым в рассматриваемом деле является то, наделен ли ответчик полномочиями по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорированию этих объектов, и имеются ли предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности по совершению указанных действий.
В силу п. 9 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 5 той же статьи под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (п. 6 ст. 1 Федерального закона).
Часть 1 статьи 5 Федерального закона определяет, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Предусмотренный этим пунктом Порядок утвержден приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года N 87.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в силу прямого указания Закона (ч. 2 ст. 5), может осуществляться только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
На основании пункта 5.7 Требований по обеспечению безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года N 42, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости такого объекта в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов и о присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что субъект транспортной инфраструктуры не вправе самостоятельно проводить оценку уязвимости объекта, а должен лишь обеспечить её проведение путем обращения в соответствующую специализированную организацию с целью заключения договора.
Требование о понуждении ответчика к совершению такого действия прокурором заявлено не было.
Более того, обращаться за проведением оценки уязвимости субъект транспортной инфраструктуры обязан, как указано выше, только после получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов и о присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры.
Сведения о получении ответчиком подобного уведомления в отношении объектов, находящихся в его собственности или пользовании, суду представлены не были.
Категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств является отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п. 2 ст. 1 Федерального закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Таковыми, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона, являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3 ст. 6 Федерального закона).
Законом не предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом или требованием о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры либо о предоставлении результатов.
Таким образом, проведение категорирования не отнесено к компетенции субъектов транспортной инфраструктуры.
Требования прокурора об обязании администрации сельского поселения провести оценку уязвимости и категорирование объектов не основано на законе.
Необходимо также отметить, что к объектам транспортной инфраструктуры относятся не любые автомобильные дороги и мосты, а лишь те, которые входят в технологический комплекс, что прямо следует из дефиниции, приведенной в п. 5 ст. 1 Федерального закона.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии у администрации Парамоновского сельского поселения в собственности или пользовании дорог и мостов, являющихся составной частью определенного технологического комплекса, и позволяющих отнести ответчика к числу субъектов транспортной инфраструктуры, прокурором представлено не было.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Апелляционное представление не содержит доводов о нарушениях, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшегося по делу решения.
Существенные нарушения процессуальных норм, перечисленные в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, при которых решение может быть отменено независимо от доводов апелляционного представления, не выявлены.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Морозовского районного суда Ростовской области от 4 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Морозовского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.