Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.В.,
судей: Варламовой Н.В., Авиловой Н.В.,
при секретаре: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску Морозова С.Ф. к ГУ МВД России по Ростовской области, Межмуниципальному отделу МВД России "Матвеево-Курганский" о включении периода службы в льготном исчислении и обязании произвести перерасчет пенсии по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ростовской области на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.10.2012 г.,
УСТАНОВИЛА:
Морозов С.Ф. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу МВД России "Матвеево-Курганский", просил суд признать незаконным отказ в назначении ему пенсии в льготном исчислении в период работы с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в Управлении криминального поиска Луганской области Республики Украина и обязать ответчика включить указанный период прохождения службы в выслугу в льготном исчислении.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что приказом начальника ГУ МВД России N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА по личному составу 12.12.2011 г. он уволен из органов внутренних дел с должности помощника начальника отдела - оперативного дежурного ОВД по Матвеево-Курганскому району на основании п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Истцу был произведен расчет выслуги лет, которая в календарном исчислении составила ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА дней. При этом, период службы с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в Управлении Криминального поиска УМВД Украины Луганской области Республики Украина не был включен в выслугу лет в льготном исчислении как 1 месяц за 1,5 месяца.
По результатам служебной проверки, проведенной на основании рапорта истца, во включении в выслугу указанного выше периода службы в льготном исчислении также было отказано.
Истец полагает действия ответчика незаконными, нарушающими его права, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
Первоначально исковое заявление подано в Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области.
Определением Матвеево-Курганского районного суда от 17.07.2012 года произведена замена ненадлежащего ответчика - МО МВД России "Матвеево-Курганский" на Центр Пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Ростовской области, гражданское дело передано в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения по подсудности.
В ходе рассмотрения дела Ленинским районным судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Межмуниципальный отдел МВД России "Матвеево-Курганский", поскольку именно этим отделом производился расчет выслуги лет.
ЦПО ГУ МВД России по Ростовской области не является юридическим лицом, поэтому надлежащим ответчиком является ГУ МВД России по РО.
Истец, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ первоначально заявленные исковые требования, просил суд признать незаконным отказ МО МВД России "Матвеево-Курганский" во включении в выслугу лет в льготном исчислении - из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца, периода прохождения службы в УМВД Луганской области Республики Украина в Управлении криминального поиска с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., а также обязать ГУ МВД России по РО произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенный, не явился.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, уточнив исковые требования, просил суд обязать Межмуниципальный отдел МВД России "Матвеево-Курганский" включить в выслугу лет Морозова С.В. период службы с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в Управлении криминального поиска Луганской области Украины в льготном исчислении как 1 месяц службы за 1,5 месяца, обязать ГУ МВД России по Ростовской области произвести перерасчет пенсии Морозова С.Ф.
Представитель ГУ МВД России по РО, действующая по доверенности,
иск не признала.
В судебном заседании представитель МО МВД России "Матвеево- Курганское ", действующая по доверенности, иск не признала.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.10.2012 г. на Межмуниципальный отдел МВД России "Матвеево-Курганский" возложена обязанность включить в выслугу лет Морозова С.Ф. период службы с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в Управлении криминального поиска УМВД Луганской области Украины в льготном исчислении как 1 месяц службы за 1,5 месяца. На ГУ МВД России по Ростовской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Морозова С.Ф..
ГУ МВД России по Ростовской области не согласилось с вынесенным решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на неверное толкование судом положений ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24.12.1993 г., указывая, что истец был переведен в органы внутренних дел РФ до приобретения права на пенсионное обеспечение. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 зачет выслуги лет в органах внутренних дел Республики Украина для назначения пенсии в льготном исчислении не предусмотрен, правовых оснований для зачета спорного периода службы истца в льготном исчислении для назначения пенсии в РФ на основании нормативных документов Республики Украина не имеется, в связи с чем исковые требования истца являются незаконными и необоснованными.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и представитель ГУ МВД России по Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон с учетом положений ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Представитель Межмуниципального отдела МВД России "Матвеево-Курганский" в заседании суда апелляционной инстанции полагала апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав представителя Межмуниципального отдела МВД России "Матвеево-Курганский", проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене обжалуемого решения в апелляционном порядке.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Морозов С.Ф. в период с 30.12.1991 г. по 17.12.1993 г. проходил службу в УВД Луганской области Республики Украина, в том числе
с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года в должности разведчика отдела скрытого наблюдения управления криминальной службы УВД Луганской области Республики Украина (приказ УВД Луганской области N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.); с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (приказ УВД Луганской области N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.) года в должности оперуполномоченного отдела наружного наблюдения управления криминального поиска УВД Луганской области Республики Украина.
Приказом УВД Ростовской области N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года Морозов С.Ф., прибывший из УВД Луганской области Республики Украина, назначен на должность оперуполномоченного уголовного розыска отделения уголовного розыска ОВД Матвеево-Курганского района Ростовской области с 17.12.1993 года в порядке перевода.
Истец проходил службу в ОВД Матвеево-Курганского района Ростовской области в период: с 17.12.1993 года по 01.01.1994 года в должности оперуполномоченного уголовного розыска отделения уголовного розыска ОВД Матвеево-Курганского района Ростовсой области (приказ УВД РО N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года); с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года - в должности оперуполномоченного уголовного розыска по делам несовершеннолетних отделения уголовного розыска ОВД Матвеево-Курганского района Ростовской области (приказ УВД РО N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА); с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года - в должности старшего оперативного дежурного ОВД Матвеево-Курганского района Ростовской области (приказ ГУВД РО N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года); с 01 ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года- в должности помощника начальника отдела - оперативного дежурного ОВД по Матвеево-Курганскому району Ростовской области (приказ ГУВД РО N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года).
Приказом ГУ МВД России по Ростовской области по личному составу от 12.12.2001 г. N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА майор милиции, бывший помощник начальника отдела - оперативный дежурный ОВД по Матвеево- Курганскому району РО, находящийся в распоряжении МО МВД России Матвеево-Курганский" Морозов С.Ф. уволен из органов внутренних дел с 12.12.2011 г. по основанию, предусмотренному пунктом "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья).
На момент увольнения выслуга лет Морозова С.Ф. для назначения пенсии составила 22 года 10 мес. 25 дней.
Также суд установил, что при расчете выслуги лет для назначения истцу пенсии период службы Морозова С.Ф. с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в должности разведчика отдела скрытого наблюдения управления криминальной службы УВД Луганской области Республики Украина и период с 01. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в должности оперуполномоченного отдела наружного наблюдения Управления криминального поиска УВД Луганской области Республики Украина включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и признавая право истца на включение периода его службы с 30.12.1991 г. по 16.12.1993 г. в Управлении криминального поиска Луганской области Украины в выслугу лет в льготном исчислении как 1 месяц службы за 1,5 месяца, суд первой инстанции руководствовался Конституцией РФ, ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации ", ст.ст.1, 2 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", ст. 1 Соглашения от 24.12.1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ", учел положения Закона Украины от 09.04.1992 г. N 2262-ХII "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы" и Постановления Кабинета Министров Украины от 17.07.1992 г. N 393 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава ... ".
Суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями приведенных выше нормативных правовых актов время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, в льготном исчислении.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками СНГ и участниками Соглашений от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и от 24.12.1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ".
Согласно статье 1 Соглашения от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по ме жительства (п. 1 ст. 6).
В соответствии со статьей 1 "Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно статье 2 данного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Согласно положениям законодательства, действующего в спорный период на территории Республики Украина, и законодательства РФ время службы Морозова С.Ф. в Управлении криминального поиска КМВД Украины в Луганской области подлежит исчислению из расчета 1 месяц службы как 1, 5 месяца.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца являются законными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ГУ МВД России по РО о том, что спорный период мог бы быть зачтен в выслугу лет истца в льготном исчислении только при условии, что он проходил службу в должности разведчика отдела скрытого наблюдения и в должности оперуполномоченного отдела наружного наблюдения управления криминального поиска в органах внутренних дел Российской Федерации, а зачет в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы в органах внутренних дел государств-участников Соглашений Постановлением Правительства от 23.09.1993 г. N 941 не предусмотрен, признаны судом несостоятельными, противоречащими положениям Конституции РФ и Соглашению о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и с учетом вышеизложенного полагает доводы апелляционной жалобы ГУ МВД России по Ростовской области несостоятельными.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7,часть2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать различные пенсионные системы исходя из специфики осуществляемой гражданами трудовой или служебной деятельности.
Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, во исполнение Конституции Российской Федерации закрепил в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" основания и условия реализации права на пенсию указанных в нем лиц, отличающиеся по аналогичным параметрам от трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая форма государственного социального обеспечения, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 437-0-0, от 23 сентября 2010 года N 1152-0-0, от 26 мая 2011 года N 605-0-0 и от 29 сентября 2011 года N 1040-0-0).
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу статьи 18 указанного закона время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками СНГ и участниками Соглашений от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и от 24.12.1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ".
Указанные Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах внутренних дел - участников Соглашений.
Закон Украины от 09.04.1992 года N 2262-XII "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы" определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Украины из числа лиц, находившихся на военной службе, службе в органах внутренних дел Украины, лиц начальствующего и рядового состава Государственной лужбы специальной связи и защиты информации Украины, государственной пожарной охране, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины в органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции или Государственной уголовно- исполнительной службе Украины, и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону.
В соответствии со ст. 17-1 названного Закона, порядок исчисления пенсии выслуги лет и определения льготных условий назначения пенсии лицам, имеющим право на пенсию по настоящему закону, устанавливается кабинетом министров Украины.
Согласно подпункту "В" пункта 4 Постановления кабинета министров Украины от 17.07.1992 года N 393 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей" в выслугу лет для назначения пенсии лицам, отмеченным в абзаце 1 пункта 1 настоящего Постановления, зачисляются в льготных условиях как один месяц службы за полтора месяца службы: в том числе периоды службы в подразделениях милиции особого назначения по Перечню должностей и условиями (в порядке), которые определяются руководителями соответствующих министерств и ведомств.
Как следует из материалов дела, согласно ответу вр.и.о. начальника УМВД Украины в Луганской области от 21.06.2011г., истец Морозов С.Ф., действительно проходил службу в управлении криминального поиска УМВД Украины в Луганской области на должностях среднего начальствующего состава в период с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 17.07.1992 года N 393 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей", а также постановлению Кабинета Министров Украины от 08.08.2001 N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА время службы Морозова С.Ф. в управлении криминального поиска УМВД Украины в Луганской области в период с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, исчисляется в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
Аналогичный порядок исчисления выслуги лет установлен и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1993 года N 941, в подпункте "г" пункта 3 которого определено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца лицам, проходившим службу в подразделениях специального назначения органов внутренних дел с 1 января 1991 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Отряды милиции специального назначения относятся к криминальной милиции в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 925 "О подразделениях криминальной милиции".
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием в порядке ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.