Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего ГОРБАТЬКО Е.Н.
судей ВЯЛЫХ О.Г., РУДЕНКО Т.В.
при секретаре Обориной С.П.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Горбатько Е.Н. дело по апелляционной жалобе ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Мартиросян Г.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о признании нуждающимся в жилом помещении, ссылаясь на то, что приказом командира 42 гвардейской мотострелковой дивизии от 05.12.2006 года был уволен с действительной военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе, приказом командир войсковой части N (обезличен) от 07.12.2006года - исключен из списков личного состава. На момент увольнения выслуга у него составляла 26 лет 9 месяцев. Решениями жилищной комиссии он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет и включен в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты". Однако до настоящего времени он не обеспечен государственным жилищным сертификатом, решением ответчика от 23.03.2012г. ему отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ввиду отсутствия сведений о нахождении на учете в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Мартиросян Г.П. просил обязать ответчика признать его нуждающимся в жилом помещении и включить в список лиц - получателей в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств для приобретения жилого помещения.
Представитель ответчика в суд не явился.
9 июля 2012 года суд постановил решение, которым исковые требования Мартиросяна Г.П. удовлетворил: признал Мартиросяна Г.П. нуждающимся в жилом помещении, обязал ЮРУЖО включить Мартиросяна Г.П., как нуждающегося в жилом помещение, в список лиц получателей в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств для приобретения жилого помещения.
Принимая такое решение, суд руководствовался ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.51 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ и исходил из того, что истец неправомерно был исключен из списка нуждающихся в получении жилья решением жилищной комиссии, поскольку имелись все основания, позволяющие истцу состоять на учете нуждающихся, а именно: отсутствие жилого помещения в собственности либо по договору социального найма (на его имя или членов его семьи).
ЮРУЖО в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
По мнению заявителя жалобы, судом неверно истолкованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: признание нуждающимся в жилом помещении на основании нормы ст. 51 ЖК РФ является первичным этапом в обеспечении жильем военнослужащего. В данном случае был нарушен порядок обеспечения жилым помещением, поскольку Мартиросян Г.П. был уволен в декабре 2006 года, включен в список получения ГЖС в сентябре 2005 года, признан нуждающимся в жилом помещении в 2007 году.
Заявитель жалобы также ссылается на неясность формулировки резолютивной части решения, указывая на то, что действующее жилищное законодательство не содержит понятия "список лиц получателей в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств для приобретения жилого помещения".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Как следует из материалов дела, истец проходил действительную военную службу в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации с 15.11.1979г. по 07.12.2006г. Приказом командира 42 гвардейской мотострелковой дивизии от 05.12.2006г. N 075-ПМ Истец уволен со службы по ст.51 п.1 п.п. "а" - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и приказом командира в/ч N(обезличен) от 07.12.2006г. N307 исключен из списков личного состава.
На момент увольнения выслуга лет у Мартиросяна А.С. составила в календарном исчислении 26 лет 9 месяцев, в льготном исчислении - 34 года 4 месяца.
В период прохождения службы Мартиросян А.С. обратился с рапортом на имя командира в/ч (номер обезличен) о рассмотрении вопроса о включении его в список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты".
Решением жилищной комиссии войсковой части (номер обезличен) от 07.09.2007г. Мартиросян Г.П. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и признан нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата для приобретения квартиры по линии Министерства обороны РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N1054, Мартиросян Г.П. был включен в список получателей государственного жилищного сертификата по войсковой части (номер обезличен) в 2006г., и указанный список подписан начальником (название обезличено) гарнизона и председателем жилищной комиссии в/ч (номер обезличен) Данный список согласно препроводительному письму от 9 августа 2005г. N16 направлен начальнику КЭО КЭУ СКВО (обезличен), начальнику (наименование обезличено) КЭЧ, и начальнику КЭУ СКВО.
В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения, при этом обязанность представить в суд доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, ЮРУЖО не представило в суд доказательства, подтверждающие то, что Мартиросян Г.П., уволенный со службы из Вооруженных Сил РФ в связи с достижением предельного возраста, имеющий выслугу более 10 лет, имеет жилое помещение либо был обеспечен в установленном законом порядке жилым помещением, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании Мартиросяна Г.П. нуждающимся в жилом помещении, а также обязал ответчика включить его в соответствующий список, как нуждающегося в жилом помещении.
При этом судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу ЮРУЖО, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, свидетельствующих о том, что Мартиросян Г.П. нуждающимся в жилом помещении не является.
Что касается некорректного изложения резолютивной части решения в части включения Мартиросяна Г.П. в список для обеспечения жильём, как нуждающегося в жилом помещении, то данный недостаток может быть исправлен посредством разъяснения решения суда в порядке, предусмотренном ст.202 ГПК РФ.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ЮРУЖО нет.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЮРУЖО - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.