Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе судьи председательствующего Ковалева А.М.,
судей Мартышенко С.Н., Берестова В.П.,
при секретаре Резниковой М.Ю.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Мартышенко С.Н. дело по апелляционной жалобе [ФИО]1, [ФИО]3, [ФИО]4 на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "ПО Водоканал" обратился в суд с иском к [ФИО]1, [ФИО]2, [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]5 о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги, ссылаясь на то, что ответчики проживают в муниципальной квартире по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Ответчикам был открыт лицевой счёт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, оформленный на имя [ФИО]1, по оплате за предоставление коммунальных услуг: холодное водоснабжение и водоотведение.
По данным автоматизированной информационной системы "Жилищно-коммунальное хозяйство", по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН проживают и пользуются услугой холодного водоснабжения и водоотведения 5 человек: [ФИО]1, [ФИО]2, [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]5
По состоянию на 01.06.2012 года задолженность за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 01.05.2009 года по 31.05.2012 года составила НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 28 копеек.
Ссылаясь на положения ст.155 ЖК РФ представитель истца просил суд взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность в размере НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 28 копеек и судебные расходы по плате госпошлины в сумме 2204рубля 13 копеек.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ОАО "ПО Водоканал" в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а в отношении ответчиков в порядке ст.117 ГПК РФ, поскольку ответчики [ФИО]1, [ФИО]2, [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]5 в судебное заседание не явились, а неоднократно направленные судом в их адрес судебные извещения, возвращены в суд "за истечением срока хранения", в связи с неявкой ответчиков в почтовое отделение связи за их получением.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.09.2012 года исковые требования ОАО "ПО Водоканал" к [ФИО]1, [ФИО]2, [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]5 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, удовлетворены.
В апелляционной жалобе [ФИО]1, [ФИО]3, [ФИО]4 просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.
Апеллянты считают указанное решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Апеллянты указывают на то, что о судебном разбирательстве по данному делу они не были извещены и что дело было рассмотрено без их участия.
Апеллянты обращают внимание на то, что в указанной квартире с 27.10.2007 года в результате ветхости внутренней разводки отрезаны трубы водоснабжения; [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]1 не проживает в спорном жилье, [ФИО]2 отбывает наказание, а [ФИО]5 по данному адресу проживает периодически в виду нахождения его на лечении в медицинских учреждениях. В связи с чем, не считают нужным производить оплату за услуги, которые не предоставлены.
Определением судебной коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 января 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе [ФИО]1, [ФИО]3, [ФИО]4 принято к рассмотрению апелляционной инстанцией Ростовского областного суда по правилам производства в суде первой инстанции.
Поскольку судом первой инстанции при постановлении решения 25 сентября 2012 года нарушены нормы процессуального права, связанные с рассмотрением дела в отсутствие ответчиков [ФИО]1, [ФИО]4, [ФИО]2 [ФИО]3, [ФИО]5, которые не были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела судом первой инстанции, то по правилам ст. 330 ГПК РФ у суда апелляционной инстанции имеются безусловные основания для отмены судебного решения от 25.09.2012года.
Разрешая вопрос по существу заявленного иска, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не предусмотрено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Согласно ст. 67,69 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров социального найма.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьёй 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа, месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что [ФИО]1 и члены её семьи [ФИО]2, [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]5 зарегистрированы в муниципальной АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Финансовый лицевой счет по оплате холодного водоснабжения и водоотведения заведен на [ФИО]1. Плата за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по данной квартире рассчитана исходя из нормативов потребления. Как усматривается из копии финансового лицевого счета, последняя оплата была произведена 03.06.2010 года в сумме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 50 копеек.
Как следует из выписки из журнала начислений по оплате водоснабжения, задолженность по оплате услуг по холодному водоснабжению и водоотведению за период с 01.05.2009 года по 31.05.2012 года составила НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 28 копеек.
Ответчики не оспаривали расчет и сумму задолженности, указывая, что в квартире с 27.10.2007 года отсутствует холодная вода по причине ветхости внутренней разводки, при этом утверждая, что трубы водоснабжения отрезаны с 2007 года.
В силу ч.4 ст. 157 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения и за коммунальные услуги в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 307 (в редакции, действовавшей до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, момент возникновения задолженности) потребитель обязан при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению, а также информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений;
Согласно п. 64-65 Указанных правил в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Согласно п. 68-74 указанных Правил по результатам оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил.
При этом потребитель вправе потребовать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.(п.51 Правил)
Из изложенного следует, что действующие правила предоставления коммунальных услуг в период образования задолженности у ответчиков, обязывали потребителей коммунальных услуг сообщать исполнителю о всяких неисправностях внутриквартирного оборудования, о непредоставлении коммунальных услуг, а также, об изменении оснований условий пользования коммунальными услугами и их оплаты.
Таким образом, ответчики обязаны были сообщить исполнителю услуги о возникшей неисправности внутриквартирных сетей холодного водоснабжений и потребовать акт, которым бы подтверждалось непредоставление соответствующей коммунальной услуги. При наличии оснований к изменению условий пользования коммунальными услугами и их оплаты, потребитель также письменно уведомляет исполнителя о наступлении таких оснований.
Только 12 февраля 2013 года в квартире занимаемой ответчиками зафиксировано отключение воды, что подтверждается актом контрольного обследования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Как усматривается из акта, в обследованной АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН прописано 5 человек, трубы внутренней разводки существуют, находятся в ветхом состоянии. Сведений, из которых бы усматривалось отсутствие в квартире водоснабжения в спорный период, акт обследования не содержит.
Допрошенный по ходатайству ответчиков свидетель, [ФИО]11 пояснила, что в квартире была очень давно и ей известно, что в квартире были старые трубы и текли, однако, не смогла пояснить отключали воду в квартире ответчиков или нет.
Иных доказательств, в обоснование своих доводов, ответчики не представили.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Ответчиками в нарушение ст.ст. 56, 60 ГПК РФ не представлено доказательств тому, что в оспариваемый период услуга по холодному водоснабжению им не предоставлялась.
Не может быть принят довод [ФИО]1, [ФИО]3, [ФИО]4 о том, что они не проживают в квартире и должен производится перерасчет размера платы, поскольку они не обращались к исполнителю соответствующей услуги, как это было предусмотрено п. 54-56 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 307 (действовавших до 01.09. 2012 года).
Аналогичный порядок перерасчета платы содержится и в пунктах 86-97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 354 (действующих с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА).
При таких обстоятельствах, и при отсутствии иных возражений по заявленным требованиям, судебная коллегия полагает, что оснований к освобождению ответчиков от обязанности погасить образовавшуюся задолженность по оплате коммунальных услуг не усматривается, а приведенные ответчиками доводы такими основаниями не являются.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым взыскать в солидарном порядке с [ФИО]1, [ФИО]2, [ФИО]3, [ФИО]4, [ФИО]5 в пользу ОАО "ПО Водоканал" задолженность за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН рубля 28 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2204рубля 13 копеек, а всего НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН рублей 41 копейку.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.