Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Песковой Ж.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Картбаева С.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на такой учет, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел (далее - ГУ МВД) России по Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 06.11.2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ ГУ МВД России по Саратовской области в постановке Картбаева С.В. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ГУ МВД России по Саратовской области принять и поставить Картбаева С.В. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Чернова В.В., поддержавшего доводы жалобы, представителей истца - Ч. и К., возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Картбаев С.В. обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование заявленных требований указал, что с ... года (более 16 лет) проходит службу в полку ДПС ГИБДД УМВД России по городу Саратову в должности ... и претендует на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако решением ответчика Картбаеву С.В. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец считает такой отказ незаконным, поскольку длительное время работает в органах внутренних дел, ранее подобную выплату не получал, не имеет в собственности жилого помещения и проживает в квартире по договору найма.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
ГУ МВД России по Саратовской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование поданной жалобы ответчик указывает, что Картбаев С.В. проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственнице - тёте, и обеспечен 15 кв. м жилья. Истец не представлял в жилищно-бытовую комиссию сведения о найме жилья, в связи с чем решение такой комиссии является законным и обоснованным. Кроме того, договор найма заключен истцом с К. до того, как последняя стала собственником квартиры, что свидетельствует о недействительности данного договора.
От Картбаева С.В. поступили возражения на апелляционную жалобу ГУ МВД России по Саратовской области, согласно которым он просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения. Считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Указывает, что до заключения основного договора купли-продажи спорной квартиры, между К. и продавцом - К. был заключен предварительный договор, по условиям которого К. обязался зарегистрировать истца и К. на отчуждаемой жилой площади.
На заседание судебной коллегии истец Картбаев С.В., извещённый о месте и времени слушания дела, не явился. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В силу части 2 статьи 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Картбаев С.В. имеет необходимую продолжительность стажа для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, воспользовался этим правом, обратившись в Центральную жилищно-бытовой комиссию ГУ МВД РФ по Саратовской области с соответствующим заявлением.
Картбаев С.В. в браке не состоит, жилого помещения на праве собственности не имеет, зарегистрирован и проживает на основании договора найма в жилом помещении, расположенном по адресу: ... , принадлежащем на праве собственности тёте истца - К.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД РФ по Саратовской области истцу отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием условий, необходимых для принятия сотрудника на учет. По мнению комиссии, истец, проживая совместно со своей тётей, является членом её семьи, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения составляет более 15 кв.м на одного человека.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223.
Согласно пункту 5 указанных правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
В соответствии с пунктом 16 упомянутых правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Судом установлено, что все условия, необходимые для постановки Картбаева С.В. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имелись, в связи с чем отказ ГУ МВД России по Саратовской области в постановке истца на такой учёт является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что Картбаев С.В. проживает в квартире, принадлежащей члену его семьи, в связи с чем обеспечен 15 кв. м жилья - не основан на материалах дела и не соответствует требованиям закона, поскольку Картбаев С.В. не является членом семьи своей тёти. Доказательства того, что истец был вселён в спорное жилое помещение в качестве члена семьи собственника данного помещения, суду не представлены. Обстоятельств совершения Картбаевым С.В. действий, перечисленных в пункте 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке, представленных доказательств, и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 06.11.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.