Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 09 января 2013 г. по делу N 33А-73/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Василенко И.И.,
Зари А.И.,
при секретаре Паскале Н.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника и жилищной комиссии Службы в "данные изъяты" пограничного управления береговой охраны ФСБ России (далее - Служба) - Статовой К.В. на решение Сочинского гарнизонного военного суда от 9 октября 2012 года, которым удовлетворено заявление военнослужащей
"данные изъяты" Гацалюк Оксаны Владимировны
об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Службы, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., объяснения представителя начальника Службы - Статовой К.В. в обоснование поданной жалобы, Гацалюк О.В. и ее представителя - адвоката Бурляева М.Ю., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гацалюк через представителя обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии Службы от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ее из списка военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и отказе во включении вместе с членами семьи в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечении государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения в избранном в качестве места постоянного жительства после увольнения с военной службы "данные изъяты".
Заявитель просила обязать жилищную комиссию Службы признать ее и членов ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в "данные изъяты", включить их в состав участников подпрограммы и выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья.
Решением гарнизонного военного суда заявление Гацалюк удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В жалобе утверждается, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что семья Гацалюк может быть признана нуждающейся в жилом помещении. При этом делается ссылка на то, что заявитель и члены ее семьи в "данные изъяты" обеспечены жильем по установленной норме, которое в ДД.ММ.ГГГГ ими приватизировано в равных долях, и в улучшении жилищных условий не нуждаются и не подлежат включению в список участников подпрограммы.
По мнению подателя жалобы, такая возможность у них могла быть при условии признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть при необеспеченности жильем по социальной норме.
Кроме того, в жалобе указывается, что при подаче Гацалюк в жилищную комиссию рапорта ею не было указано, что при обеспечении жильем она и члены ее семьи обязуются освободить и сдать в установленном порядке занимаемую квартиру. Для жилищной комиссии было не ясно мнение всех совершеннолетних собственников квартиры по поводу сдачи ими жилья. В кадровой справке указано, что в состав семьи Гацалюк входят сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а поэтому ее родители не могут учитываться как члены семьи военнослужащей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Гацалюк проходит военную службу по контракту, с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в Службе на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на состав семьи 3 человека (она и двое ее несовершеннолетних детей).
По месту прохождения военной службы в "данные изъяты" Гацалюк проживает вместе с родителями и своими детьми в квартире общей площадью "данные изъяты" кв. м, находящейся в их совместной собственности по "данные изъяты" доли.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Службы Гацалюк и члены его семьи были исключены из списка нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании того, что они являются собственниками жилого помещения, площадь которого превышает учетную норму.
ДД.ММ.ГГГГ Гацалюк, общая продолжительность военной службы которой составила "данные изъяты" лет, обратилась с рапортом об увольнении ее с военной службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе, в котором просила признать ее составом семьи 5 человек участниками подпрограммы и выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в избранном после увольнения с военной службы месте жительства городе Москве.
Решением жилищной комиссии Службы от ДД.ММ.ГГГГ признано, что в ДД.ММ.ГГГГ Гацалюк принята на жилищный учет с нарушением жилищного законодательства, а также отказано во включении ее и членов ее семьи в список получателей государственных жилищных сертификатов.
Вопреки утверждению в жалобе, суд первой инстанции правильно признал наличие оснований для признания Гацалюк, ее детей и родителей участниками подпрограммы и получения ими государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в избранном месте жительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном этим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет "данные изъяты" лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при перемене места жительства в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (с последующими изменениями).
В подп. "в" п. 16.1 и подп. "ж" п. 44 вышеназванных Правил предусмотрено, что участником подпрограммы может быть гражданин и (или) члены его семьи, имеющие в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений. Для получения сертификата такой гражданин обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право военнослужащих, имеющих в собственности жилые помещения по установленным нормам, при перемене после увольнения с военной службы места жительства на получение ими жилья в избранном месте жительства за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ родители Гацалюк, проживающие вместе с ней в принадлежащем им всем на правах долевой собственности жилом помещении, относятся к членам ее семьи. Поэтому отсутствие в личном деле Гацалюк данных об отнесении к членам семьи ее родителей само по себе не являлось препятствием для рассмотрения жилищной комиссией вопроса о включении их совместно с заявителем в список получателей государственных жилищных сертификатов.
Что касается ссылки в жалобе на то, что жилищная комиссия не располагала сведениями о согласии родителей Гацалюк дать обязательство о безвозмездном отчуждении принадлежащего им жилья, то такое обязательство согласно подп. "ж" п. 44 указанных Правил представляется при получении жилищного сертификата, а не при решении вопроса о включении претендентов в список на его получение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сочинского гарнизонного военного суда от 9 октября 2012 года по заявлению Гацалюк Оксаны Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника и жилищной комиссии Службы в "данные изъяты" пограничного управления береговой охраны ФСБ России - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
И.И. Василенко
А.И. Заря
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.