Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 января 2013 г. по делу N 33А-353/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Потапченко И.Н.,
судей -
Ольшанского Д.В.,
-
Шендрикова И.В.,
при секретаре - Малове Д.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Министра обороны РФ - Пивоварова Ю.Э. и представителя командира войсковой части N - Тазидинова Р.Р. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2012 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Рюмина Андрея Юрьевича об оспаривании действий Министра обороны РФ и командира войсковой части N, связанных с исключением заявителя из списков личного состава воинской части без направления его на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения заявителя Рюмина А.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., полагавшего необходимым в удовлетворении жалоб отказать судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рюмин, общая продолжительность военной службы которого составляет более "данные изъяты" лет, ДД.ММ.ГГГГ. обратился с рапортом по команде об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Перед предстоящим увольнением с указанной службы Рюмин в форме рапортов, а также в ходе проведенных с ним индивидуальных бесед неоднократно высказал просьбу о направлении его на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N N Рюмин досрочно уволен с военной службы по вышеуказанному основанию и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части N. При этом его право на прохождение профессиональной переподготовки реализовано не было.
Рюмин обратился в суд с заявлением, в котором оспорил данный приказ в части, касающейся исключения его из списков личного состава воинской части, и просил обязать названного Министра отменить этот приказ, восстановить его в указанных списках, а также после прохождения им профессиональной переподготовки издать новый приказ о его исключении из списков личного состава воинской части, а командира войсковой части N - включить в списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей и направить его в соответствующее военное образовательное учреждение, а сведения - по подчиненности в вышестоящий орган военного управления.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с изданием оспариваемого приказа в части, касающейся исключения Рюмина из списков личного состава воинской части, на данное должностное лицо возложена обязанность по отмене этого приказа в указанной части.
Кроме того, суд возложил обязанность на Министра обороны РФ рассмотреть вопрос об исключении заявителя из списков личного состава воинской части в случае прохождения им профессиональной переподготовки по избранной гражданской специальности продолжительностью более 4 месяцев.
Суд также обязал командира войсковой части N включить Рюмина в списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей и направить его в соответствующее военное образовательное учреждение, а сведения - по подчиненности в вышестоящий орган военного управления.
В удовлетворении требований заявителя о возложении на Министра обороны РФ обязанности по исключении его из списков личного состава воинской части после прохождения профессиональной подготовки судом отказано.
В апелляционных жалобах представители Министра обороны РФ и командира войсковой части N просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Рюмин исключен из списков личного состава воинской части на законных основаниях, поскольку действующим законодательством не предусмотрен запрет на исключение военнослужащих из указанных списков до реализации ими своего права на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей.
Кроме того, представитель Министра обороны РФ обращает внимание на то, что упомянутое должностное лицо какие-либо права заявителя не нарушало, так как реализация указанного права военнослужащего является обязанностью командования воинской части. Поскольку названный Министр издает приказы по личному составу на основании подготовленных командованием проектов этих приказов, то у суда отсутствовали законные основания для возложения на данное должностное лицо обязанности по отмене оспариваемого приказа.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, п. 4 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что перечисленные в
Законе категории военнослужащих вправе пройти профессиональную переподготовку
как в период военной службы, так и после ее окончания, однако в случае их увольнения в период переподготовки они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Из изложенного следует, что данная норма закрепляет право увольняемых военнослужащих на бесплатную профессиональную переподготовку в целях их социальной защиты посредством предоставления возможности заниматься после увольнения с военной службы профессиональной деятельностью по полученной в ходе учебы специальности. При этом определение порядка и условий профессиональной переподготовки Федеральным законом возложено на Министерство обороны.
Во исполнение предписаний Закона Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 18 марта 2009 г. N 95, которым утверждены Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее - Порядок), в п. 19 которых установлено, что военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она закончилась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Более того, указав в том же пункте Порядка на необходимость окончания переподготовки, как правило, до исключения из списков личного состава воинской части, Министр обороны Российской Федерации предписал должностным лицам планировать время профессиональной переподготовки с таким расчетом, чтобы она была завершена до увольнения военнослужащего с военной службы.
Из пунктов п.п. 5-8, 15 и 19 Порядка следует, что военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт в установленном порядке, в частности, увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны о проведении организационно-штатных мероприятий.
При этом в воинской части составляются списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, откуда они представляются в соответствующие военные образовательные учреждения, а сведения о военнослужащих - по подчиненности в кадровые органы вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа (флота), центрального органа военного управления, на которые возлагается контроль за установленным порядком и условиями направления на профессиональную переподготовку.
С учетом изложенного и принимая во внимание то обстоятельство, что заявителем в установленный срок неоднократно подавались рапорта и все необходимые документы о направлении его для прохождения профессиональной переподготовки, однако командованием соответствующих мер о направлении его на эту подготовку не принимались, гарнизонный военный суд обоснованно признал оспариваемые действия командования незаконными.
В связи с тем, что начало прохождения профессиональной подготовки в силу положений Порядка должно осуществляться в период прохождения военнослужащим военной службы, вывод гарнизонного суда о необходимости восстановления заявителя в списках личного состава воинской части для проведения необходимых мероприятий, связанных направлением его на прохождение профессиональной переподготовки, является правильным.
Что касается утверждения в апелляционной жалобе о том, что Министром обороны РФ какие-либо права и законные интересы заявителя не нарушены, то оно является несостоятельным, поскольку в силу приказа названного должностного лица
от 5 октября 2011 г. N 1818 приказы по личному составу, несмотря на подготовку их проектов командованием воинской части, издаются и подписываются именно упомянутым Министром и, как следствие, влекут наступление юридических последствий.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2012 г. по заявлению Рюмина Андрея Юрьевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей Министра обороны РФ и командира воинской части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.