Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 февраля 2013 г. по делу N 33А-294/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: - Тогубицкого В.А. и
- Коробенко Э.В.,
при секретаре Малиной Ю.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 1 ноября 2012 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Колупаева Владимира Леонидовича об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с увольнением и исключением заявителя из списков личного состава воинской части, а также командира "данные изъяты" военно-морской базы, связанные с непредоставлением заявителю отпусков и необеспечением его дополнительными выплатами.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., объяснения заявителя Колупаева В.Л. в обоснование апелляционной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" "данные изъяты" Грицко С.В., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колупаев проходил военную службу по контракту в должности командира войсковой части N "данные изъяты" военно-морской базы "данные изъяты" флота. В марте 2012 г. заявитель изъявил желание быть уволенным с военной службы по истечении ДД.ММ.ГГГГ срока контракта о прохождении военной службы, в связи с чем установленным порядком подал рапорт по команде и был представлен к увольнению по указанному основанию.
В связи с предстоящим увольнением, командованием заявителю пропорционально прослуженному времени в период ДД.ММ.ГГГГ предоставлена часть основного отпуска за шесть месяцев 2012 г.
Приказом Министра обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ N Колупаев с выслугой более N уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Однако при этом ему не была выплачена материальная помощь за 2012 г. и денежная компенсация за неполученное вещевое имущество.
Колупаев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать исключение его из списков личного состава воинской части незаконным и обязать Министра обороны РФ внести изменение в приказ ДД.ММ.ГГГГ N в части даты его исключения из списков личного состава воинской части и перенести дату исключения до полного обеспечения его денежным довольствием и предоставления положенных отпусков. Кроме того заявитель просил обязать командира "данные изъяты" военно-морской базы обеспечить его денежным довольствием ДД.ММ.ГГГГ по дату нового исключения из списков личного состава воинской части, выплатить материальную помощь за 2012 г., денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество, а также предоставить 4 суток к основному отпуску за 2012 г. пропорционально прослуженному времени и отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, и возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Гарнизонный военный суд признал незаконными действия командира "данные изъяты" военно-морской базы связанные с невыплатой Колупаеву при увольнении с военной службы материальной помощи за 2012 г. и денежной компенсации за неполученное вещевое имущество и обязал названное должностное лицо произвести заявителю указанные выплаты.
В удовлетворении остальных требований заявителя судом отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении его заявления в полном объеме. В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 29 и п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, указывает, что ему положен отпуск пропорционально прослуженному времени в количестве 27 суток, а не 23 суток как ему было предоставлено. При этом Колупаев обращает внимание на то, что в период ДД.ММ.ГГГГ он находился в основном отпуске за 2011 г., а потому о своем увольнении узнал после выхода из отпуска, в связи с чем не мог своевременно обратиться к командованию с рапортом о предоставлении оставшейся части отпуска. Автор апелляционной жалобы выражает также несогласие с выводом гарнизонного военного суда о том, что ежегодная материальная помощь не входит в состав денежного довольствия. Кроме того, автор жалобы указывает, что в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, он должен быть исключен из списков личного состава воинской части со дня, когда он будет полностью обеспечен положенными видами довольствия. Также заявитель не согласен с утверждением суда о том, что у него, как увольнявшегося с военной службы по истечении срока контракта, не было права на предусмотренный п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 16 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов, он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
В соответствии с подп. "г" ч. 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "а" - "г" и "к" п. 1, подп. "а", "б" и "ж" п. 2, п.п. 3 и 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части, имеют право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время. Этим же постановлением установлены нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время.
Поэтому, принимая во внимание, что выслуга Колупаева на момент увольнения с военной службы составляла более 24 лет, гарнизонным военным судом сделан правильный вывод, что заявитель имеет право на выплату денежной компенсации за неполученные предметы вещевого имущества.
Из п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Положения, продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
Как усматривается из материалов дела, заявитель был исключен из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГГГ и рассчитан денежным довольствием по указанную дату.
Из приказа командира войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что заявителю была предоставлена часть основного отпуска за шесть месяцев 2012 г. продолжительность N, который он использовал ДД.ММ.ГГГГ
Каких-либо сведений об обращении заявителя к командованию о предоставлении оставшейся части отпуска за 2012 г. в материалах дела не имеется.
При этом, с учетом изложенных обстоятельств, ссылка заявителя на то, что он узнал о своем увольнении с венной службы лишь в июле, после окончания отпуска, предоставленного ему за 2011 г., правильно признана гарнизонным военным судом несостоятельной. Кроме того, период нахождения Колупаева в названном отпуске, с 9 по 23 июля 20012 г., в соответствии с вышеприведенными нормами, вопреки доводам автора жалобы, не должен учитываться в период военной службы, который берется для расчета основного отпуска за год, в котором военнослужащий проходил данную службу.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований заявителя о предоставлении ему дополнительных 4 суток отпуска за 2012 г. не имеется.
В соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы.
Поэтому отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток предоставляется лишь определенной категории военнослужащих, а именно, продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также подлежащим увольнению с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Колупаев изъявил желание быть уволенным с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, в связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод, что и данное требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Выплата материальной помощи военнослужащим, предусмотрена Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии со ст. 2 указанных Правил порядок обращения за материальной помощью, а также ее размер на соответствующий год, исходя из бюджетных ассигнований, предусматриваемых на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, устанавливаются Министром обороны Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба,
Согласно ст. 84 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ N, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания военнослужащего.
Вопреки утверждению заявителя, гарнизонный военный суд правильно указал в решении, что материальная помощь не входит в состав ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, а является дополнительной выплатой, которая производится по рапорту военнослужащего, за исключением определенных законом случаев.
Как усматривается из материалов дела, и подтверждается копиями рапортов, заявитель неоднократно обращался к командованию с просьбой выплатить ему материальную помощь ДД.ММ.ГГГГ
Однако положенная материальная помощь Колупаеву не выплачена, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия воинского должностного лица и обязал произвести данную выплату. При этом суд первой инстанции правомерно сослался в решении на то, что невыплата материальной помощи, в связи с вышеизложенным выводом о том, что она не входит в состав ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, не может служить основанием для удовлетворения требования Колупаева о восстановлении его в списках личного состава воинской части до ее производства ему.
Таким образом, гарнизонный военный суд, с учетом изложенного, обоснованно пришел к выводу о том, что требование заявителя о возложении на Министра обороны РФ обязанности изменить дату его исключения из списков личного состава воинской части до даты фактического обеспечения его положенными видами довольствия в полном объеме, явно несоизмеримо с заявленными требованиями, поскольку восстановить нарушенные права заявителя по выплате материальной помощи и денежной компенсации за неполученные предметы вещевого имущества, как правильно указал суд, возможно без изменения даты исключения его из списков личного состава воинской части.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 1 ноября 2012 г. по заявлению Колупаева Владимира Леонидовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.