Судья Смоленского областного суда Назаренко Т.Н.,
при секретаре Чащиной Л.В.,
рассмотрев жалобу НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" на постановление судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 28 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛА:
Названным постановлением НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В жалобе НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" не согласно с вынесенным постановлением, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения главного врача НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" Козловой Л.Ю., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению Кравцовой М.В., исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Правительством РФ установлено, что грубым нарушение считается, в том числе, нарушение Положения о лицензировании медицинской деятельности.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), вышеуказанные правонарушения привели к возникновению реальной угрозы причинения вреда, жизни, здоровью граждан, предусмотренной пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с чем, относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки выявлено, что медицинская деятельность в НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"):
1) Отсутствие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (в нарушение пп. "б" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291).
В ходе проверки установлено недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов:
- медицинские осмотры (предварительные, периодические) - стандарту оснащения
кабинета профпатолога, рекомендованному приказом Минздравсоцразвития РФ от
23.03.2011 года N 233н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при
острых и хронических профессиональных заболеваниях", отсутствует вибротестер;
- оснащения кабинета терапевта - стандарту оснащения кабинета врача-терапевта,
рекомендованному приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2010 года N 1183н "Об
утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению РФ при
заболеваниях терапевтического профиля": отсутствуют глюкометр, ручная лупа,
ростомер, весы, измерительная лента;
оснащение кабинета оториноларинголога - стандарту оснащения оториноларингологического кабинета медицинской организации, рекомендованному приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 года N 155н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология". Отсутствуют: отоскоп, оториноскоп, сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп);
- оснащение кабинета дерматовенеролога - стандарту оснащения, рекомендованному
приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 года N 151н "Об утверждении порядка
оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным
лепрой", отсутствует дерматоскоп;
- оснащение кабинета офтальмолога - стандарту оснащения, рекомендованному приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2010 года N 115н "Об утверждении порядка оказания
медицинской помощи населению РФ при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты". Отсутствуют: автоматический проектор знаков с принадлежностями,
Отсутствуют:
диафаноскоп, автоматический пневмотонометр, бинокулярный офтальмоскоп, набор линз
для непрямой офтальмоскопии, трехзеркальная линза для офтальмоскопии, набор для
промывания слезных путей, тест полоски для пробы Ширмера, векорасширитель, векоподъемник;
- оснащение кабинета эндокринолога - стандарту оснащения, рекомендованному
приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2010 года N 116н "Об утверждении порядка
оказания медицинской помощи больным с эндокринологическими заболеваниями".
Отсутствуют: весы, ростомер, глюкометр, тест-полоски для глюкометра, для определения
микроальбуминурии и кетоновых тел в моче, неврологический набор для диагностики
диабетической нейропатии, сантиметровая лента;
- оснащение малой операционной кабинета хирурга - стандарту оснащения,
рекомендованному приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2010 года N 1182н "Об
утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с хирургическими
заболеваниями" (приложение N3). Отсутствует аспиратор (отсасыватель) хирургический;
- оснащение кабинета педиатра - стандарту оснащения, рекомендованному приказом
Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 года N Зббн "Об утверждении порядка оказания
педиатрической помощи". Отсутствуют: ростомер и возрастные манжеты для тонометра.
Значительное недостаточное материально-техническое оснащение привело к оказанию медицинской помощи в недостаточном объеме, что может привести к постановке неверного диагноза, выбору неправильной тактики лечения и лекарственных средств.
2) Отсутствие у лицензиата заключивших с ним трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), в нарушение пп. "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291.
В штате НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" отсутствуют работники, заключившие с ним трудовые договора, и имеющие необходимое профессиональное образование для осуществления следующих видов работ (услуг):
- медицинские осмотры (предварительные, периодические): отсутствует повышение
квалификации по профпатологии в объеме 144 часов (представлены только удостоверения
о краткосрочных повышениях квалификации) у всех членов комиссии по проведению этих
осмотров (нарушение требований, установленных п.5 приложения N 3 приказа
Минздравсоцразвития от 12.04.2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и
(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и
порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских
осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда").
Должности психиатра, психиатра-нарколога, стоматолога вообще отсутствуют в составе комиссии по проведению этих осмотров (нарушение требований, установленных п.З приложения N 1,2 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда").
-медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) - представлено удостоверение
Задыхиной Л.А. о тематическом усовершенствовании "Инспектор предрейсовых и
послерейсовых осмотров водителей транспортных средств" N 456, выданное СОГОУЗ
"Вяземский медицинский колледж", что не соответствует требованиям приказов
Минздрава России от 14.07.2003 года N 308 и Минздравсоцразвития России от 10.01.2006
года N 1, постановлению Правительства РФ от 26.06.1995 года N 610);
- доврачебная медицинская помощь по функциональной диагностике - у медицинских
сестер кабинетов функциональной диагностики Громовой СП., Бондаренко Г. отсутствует
свидетельство о прохождении подготовки по специальности "функциональная
диагностика";
- детская хирургия - у врачей хирургов, оказывающих помощь детям, отсутствует
профессиональная переподготовка по специальности "детская хирургия".
Отсутствие соответствующего образования у лиц, оказывающих медицинскую помощь, а также участвующих в социально значимых осмотрах: предварительных, периодических, предрейсовых, послерейсовых и обращающихся с электрооборудованием: электрокардиографы и т.д. (медицинские сестры кабинета функциональной диагностики), оказывающих помощь несовершеннолетним, создало реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
3) Отсутствие у лицензиата заключивших с ним трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо отсутствие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности, в нарушение пп. "е" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291.
Согласно представленному договору на комплексное техническое обслуживание изделий медицинской техники от 01.12.2012 года N 38/0112/ТО, заключенному с ЗАО "Медкомплект", на техническом обслуживании находятся только 3 медицинских прибора, которые расположены в рентгенологическом кабинете, все остальное медицинское оборудование - не обслуживается и не проходит регулярное освидетельствование. В ходе проверки установлено, что не все использующееся медицинское оборудование проходит метрологический контроль в соответствии с требованиями, предъявляемыми к средствам измерения: не представлены свидетельства о поверке, отсутствуют поверочные клейма на весах кабинета педиатра.
Таким образом, техническое обслуживание оборудования не проводится в должной мере, что может привести к неточным измерениям и, как следствие, к постановке неверного диагноза, выбору неправильной тактики лечения и лекарственных средств.
Согласно п. 1.4 Устава НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Указанные обстоятельства подтверждаются помимо акта проверки, письменными документами, предписанием об устранении выявленных нарушений. В суде представитель НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" - главный врач Козлова Л.Ю. выявленные нарушения признала частично, пояснив, что поликлиника принимает меры по их устранению.
При таких обстоятельствах действия НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" правильно квалифицированы судьей по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Названная норма предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Назначая наказание - штраф 100 000 руб. (минимальный размер, предусмотренный санкцией статьи) судья обоснованно учел характер совершенного административного правонарушения, а также то обстоятельство, что ранее к административной ответственности НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" не привлекалось, принял во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица (ч.3 ст. 4.1 КоАПРФ).
Ссылка в жалобе на то, что ряд выявленных нарушений таковыми не являются, были предметом рассмотрения и не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
РЕШИЛА:
Постановление судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 28 декабря 2012 года оставить без изменения, а жалобу НУЗ "Узловая поликлиника на станции Вязьма ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
СудьяСмоленского областного суда Назаренко Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.