Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Зубаровской С.В.,
судей - Сухарева Г.П. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре - Ясинской Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 3 декабря 2012 года.
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснение представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Кузьмина А.В., просившего удовлетворить жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Фатерина А.С. - ... (с учетом уточнённых требований) обратилась в суд к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) с иском о разрешении формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ул. ... рядом с домом N в г.Смоленске в пределах установленных норм (от 1000 кв.м до 1800 кв.м) согласно прилагаемой схеме, ссылаясь на незаконность отказа в его предоставлении бесплатно ввиду нахождения в территориальной зоне особо охраняемой природной территории, имеющей особое природоохранное значение, и в границах санитарно-защитной зоны производственных объектов (л.д.2-3, 40-42).
Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 3.12.2012г. признано незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 08.10.2012г. об отказе Фатериной А.С. в предоставлении земельного участка.
Ответчик обязан принять решение, разрешающее истице формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью от 1000 кв.м до 1800 кв.м рядом с домом N по ул ... в г.Смоленске в зоне Ж1 согласно предоставленной схеме.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Согласно п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 29.05.2003г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" земельные участки, находящиеся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно предоставляются для индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершённого строительства) ...
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что Фатерина А.С. - ... 29.08.2012г. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью до 1500 кв.м рядом с домом N, в чем ей, после уточнения места его расположения, отказано ввиду нахождения там зоны особо охраняемой природной территории, имеющей особое природоохранное значение (городские леса) и санитарно-защитной зоны производственных объектов (л.д.7, 14-17).
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о необоснованности отказа Департамента в предоставлении спорного участка ввиду следующего.
Частью 1 ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч.1 ст.32 ГрК РФ).
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска.
В соответствии с п.п.1-3 ст.57 названных Правил на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ, на территории которой не допускается размещение, в том числе, жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
Размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования должны быть определены в проекте санитарно-защитной зоны.
Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками (п.п. 3.1., 3.9., 3.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
По сообщению Управления Роспотребнадзора по Смоленской области санитарно-защитные зоны в районе испрашиваемого истицей земельного участка, в том числе от железной дороги, в установленном порядке не утверждались, определить их по представленной Департаментом схеме не представляется возможным (л.д.45).
В этой связи ссылка Департамента на данные информационной системы обеспечения деятельности г.Смоленска без предоставления соответствующего проекта, как доказательство наличия санитарно-защитной зоны в районе спорного земельного участка, несостоятельна.
Напротив, из представленных сторонами схем усматривается, что он (участок) находится в зоне Ж 1, рядом с другими жилыми домами (л.д.18-19, 31-32).
В судебном заседании представитель истицы Бельская Т.Е. пояснила, что Фатерина А.С. намерена сформировать земельный участок для строительства жилого дома именно в зоне Ж1, на зону особо охраняемой природной территории, имеющей особое природоохранное значение (городские леса) она не претендует (л.д.46).
Учитывая, что убедительных доказательств нахождения санитарно-защитной зоны в районе испрашиваемого Фатериной А.С. земельного участка (рядом с домом N по ул ... в г.Смоленске) Департаментом не представлено, то суд обоснованно обязал его принять решение, разрешающее истице формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью от 1000 кв.м до 1800 кв.м по указанному адресу в зоне Ж1 согласно предоставленной схеме.
Остальные доводы жалобы не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения, принятого по заявленному истицей требованию.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 3 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.