Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Смородиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Велижский район" на решение Велижского районного суда Смоленской области от 15 ноября 2012 года, которым суд обязал муниципальное бюджетное образовательное учреждение Крутовская основная общеобразовательная школа провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", а также возложил субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Администрацию муниципального образования "Велижский район" Смоленской области в виде обязанности профинансировать выполнение работ образовательным учреждением Крутовская основная общеобразовательная школа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., заключение прокурора Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Велижского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием о возложении обязанности на МБОУ Крутовская основная общеобразовательная школа (далее - МБОУ Крутовская ООШ) провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Учитывая, что учредителем МБОУ Крутовская ООШ является муниципальное образование "Велижский район", просит возложить на Администрацию муниципального образования "Велижский район" субсидиарную ответственность по исполнению решения суда при недостаточности у школы денежных средств.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки МБОУ Крутовская ООШ выявлены нарушения трудового законодательства - не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Поскольку аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, ее отсутствие нарушает права и законные интересы граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, и создает угрозу возникновения несчастных случаев.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель МБУО Крутовская ООШ - директор школы Шаловская Е.А. исковые требования признала. В судебном заседании пояснила, что для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, у школы отсутствуют денежные средства, т.к. школа полностью финансируется Администрацией муниципального образования "Велижский район"; при выделении необходимых финансовых средств аттестация рабочих мест по условиям труда будет произведена.
Представитель Администрации муниципального образования "Велижский район", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Администрация муниципального образования "Велижский район", ссылаясь но то, что суд первой инстанции не привлек в качестве соответчика Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Таким образом, положениями п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлена форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса.
Согласно п. 1.3. Устава, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования "Велижский район" от 29.06.2011 г. N 277, МБОУ Крутовская ООШ является некоммерческой организацией по типу - бюджетное образовательное учреждение, по виду - основная общеобразовательная школа.
В силу п. 1.5. Устава ее учредителем является муниципальное образование "Велижский район"; полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования "Велижский район".
В соответствии с п. 4.5. Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательным учреждением осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности из бюджета муниципального образования "Велижский район", а также областного бюджета в виде субсидий, субвенций. Кроме того, согласно п. 4.6. Устава порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Администрацией муниципального образования "Велижский район".
Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с п. 4 которого аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В силу п. 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям от 20.09.2012 г., представленным по запросу прокурора Администрацией муниципального образования "Велижский район", в МБОУ Крутовская ООШ аттестация рабочих мест в порядке, определенном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н, не проводилась. Указанное обстоятельство в судебном заседании признала директор МБОУ Крутовская ООШ Шаловская Е.А. Учитывая вышеизложенное, установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Возлагая обязанность на МБОУ Крутовская ООШ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, а на Администрацию муниципального образования "Велижский район" - профинансировать выполнение данных работ, суд первой инстанции обосновано учел организационно-правовую форму ответчика, подразумевающую особенности финансового обеспечения образовательного учреждения органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия его учредителя.
Доказательств наличия у МБОУ Крутовская ООШ достаточных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в материалах дела представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию отмену решения повлечь не могут, поскольку Департамент не наделен полномочиями по подготовке и составлению бюджета, а также утверждению муниципального задания, на него лишь возложена обязанность по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Велижского районного суда Смоленской области от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Велижский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.