Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре: Михайлове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Смоленска по доверенности Шерстневой Е.П. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 ноября 2012 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения Юрьевой А.С. и её представителя по доверенности Юрьева Ю.И., просивших отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Юрьева А.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска (далее по тексту - Администрация) о признании её нуждающейся в жилом помещении и возложении на Администрацию обязанности по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, указав, что является участником Великой Отечественной войны; в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" имеет право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилого помещения. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации от 17.08.2012 г. ей отказано в принятии на учёт ветеранов ВОВ в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она обеспечена в совокупности жилыми помещениями более учётной нормы. Данный отказ считает незаконным, поскольку проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности племяннице и её сыну, членом их семьи не является, право пользования другими жилыми помещениями не имеет (л.д. 3-4).
Представитель Администрации - Трегубова М.Ю. требования не признала, пояснив, что отказ общественной комиссии является законным и обоснованным, поскольку истица проживает в жилом помещении общей площадью 33, 3 кв.м., её племяннице на основании договора дарения принадлежит жилое помещение площадью 29 кв.м., в связи с чем учётная норма совокупной жилой площади, установленной в г. Смоленске на одного человека, превышает 10, 5 кв.м. Дополнительно отметила, что до 10.04.2012 г. истица проживала в другом жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её сыну, общей площадью 64,3 кв.м., переехала в квартиру племянницы меньшей площадью, что следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 ноября 2012 года требования Юрьевой А.С. удовлетворены: истица признана нуждающейся в жилых помещениях, на Администрацию возложена обязанность принять её на учёт ветеранов, инвалидов и участников ВОВ, в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, по дате первоначального обращения - 28.06.2012 г.
В апелляционной жалобе представитель Администрации по доверенности Шерстнева Е.П. просит отменить решение суда и принять по делу новое - об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Администрации, который, будучи надлежащим образом извещен о явке, в заседание судебной коллегии не явился.
Заслушав истицу и её представителя, проверив решение суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ N 5) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ N 5, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ N 5. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ N 5 и Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" полномочия по обеспечению жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, участников ВОВ, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Закона, переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Судом установлено, что Юрьева А.С., (дата) года рождения, является участником Великой Отечественной войны, следовательно, на неё распространяется действие ФЗ N 5 и Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
28.06.2012 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации от 17.08.2012 г. Юрьевой А.С. отказано в принятии на учёт ветеранов ВОВ в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что она обеспечена в совокупности жилыми помещениями, расположенными по адресам: ... , общей площадью 33, 3 кв.м., принадлежащего на праве собственности племяннице Л.А.М. и сыну племянницы - Л.В.Е., и - ... , общей площадью 29 кв.м., принадлежащего на праве собственности племяннице, что в совокупности составляет более учётной нормы жилой площади. Аналогичные мотивы отказа содержатся и в Постановлении Администрации от 14.09.2012 N 1642-адм.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" от 02.07.2009 N 14, вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Проанализировав представленные доказательства, с учетом вышеприведенных норм и разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ" (п.11), суд пришел к правильному выводу о том, что истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку вселена в занимаемое жилое помещение не в качестве члена семьи собственника, иного жилого помещения не имеет.
Судом установлено, что собственники занимаемого истицей жилого помещения Л.А.М. и Л.В.Е. общее хозяйство с ней не ведут, уход в силу преклонного возраста истицы не осуществляют, бремя расходов по содержанию указанного жилого помещения истица несет раздельно. Постоянная регистрация истицы в занимаемом жилом помещении не может служить основанием ограничения или условием реализации ее прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке ст.ст. 56, 57 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Таким образом, обеспеченность жильем иных зарегистрированных в указанной выше квартире лиц при определении нуждаемости Юрьевой А.С. в жилом помещении учитываться не должна (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
Довод жалобы о том, что Юрьевой А.С. совершены преднамеренные и умышленные действия для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, несостоятелен.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В период с 17.07.2006 г. по 10.04.2012 г. Юрьева А.С. зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: ... , общей площадью 64,3 кв.м. Данное жилое помещение выдавалось сыну истицы - Ю.В.У. на состав семьи из 4-х человек ( Ю.В.У., Ю.А.Б., Ю.В.Г., Ю.Д.Е.), истица в ордер внесена не была. В 1994 году указанное жилое помещение было приватизировано Ю.В.У., Ю.А.Б., Ю.В.Г.; Юрьева А.С. в приватизации не участвовала, на момент приватизации в нём не проживала, права пользования им не приобрела. Ввиду конфликтных и неприязненных отношений истицы с внучками и женой сына она сменила место жительства, зарегистрировалась и стала проживать в квартире племянницы и её сына.
Таким образом, суд правильно определил, что истицей, а также другими заинтересованными лицами, не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы жалобы были подробно исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации города Смоленска по доверенности Шерстневой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.