Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре: Михайлове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области по доверенности Дутова И.К. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 09 ноября 2012 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Кузьмина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истицы - Герасименко В.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, а решение суда - правильным,
УСТАНОВИЛА:
Герасименко Е.В., действуя через представителя по доверенности Герасименко В.А., с учётом уточнённых требований, обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент), СМУП "Горводоканал" о: признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС); возложении обязанности по разработке и утверждению проекта организации санитарно-защитной зоны городских очистных сооружений, сославшись на то, что является "данные изъяты", в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" (далее - Закон N23-з) имеет право на бесплатное предоставление в собственность конкретного земельного участка, расположенного в ... , согласно приложенной схеме, но Департамент на её неоднократные письменные обращения ответил отказом. Первоначальный отказ был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для формирования по ранее поданному заявлению третьим лицом, впоследствии Департамент указал, что требуемый земельный участок расположен в пределах действия нормативной санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) городских очистных сооружений СМУП "Горводоканал". Считая данные отказы незаконными, просила удовлетворить заявленные требования (том 1, л.д. 3-6, 127-129).
Представитель Департамента Кузьмин А.В., не оспаривая право истицы на получение земельного участка в льготном порядке, заявленные требования не признал, пояснив, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж1, ограниченной СЗЗ, что исключает его возможность предоставления для целей ИЖС, данная СЗЗ является нормативной, поэтому наличие утверждённого проекта границ СЗЗ не обязательно.
Представитель СМУП "Горводоканал" Мельников Г.А. в судебном заседании 09.11.2012г. указал, что испрашиваемый истицей земельный участок не входит в СЗЗ, относящуюся к ведению их организации.
Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Колосова С.Ю. пояснила, что спорный земельный участок расположен в районе действия СЗЗ Предприятия "Х", которого в настоящее время не существует. В данном кадастровом квартале имеется только одна действующая СЗЗ предприятий и сооружений - очистных сооружений СМУП "Горводоканал", однако накладывается ли данная СЗЗ на испрашиваемый участок, пояснить не смогла.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Роспотребнадзора по Смоленской области, ходатайствовавшего о рассмотрении дела без его участия, представившего суду письменный отзыв, в котором указал, что в настоящий момент ответчик СМУП "Горводоканал" разработал проект ориентировочного размера СЗЗ, который до сих пор не утверждён. В этой связи необходимо руководствоваться нормативными СЗЗ от сооружений до объектов застройки; для городских очистных сооружений СМУП "Горводоканал" нормативная СЗЗ составляет 500 м. Реестр установленных СЗЗ размещён на сайте Управления Роспотребнадзора по Смоленской области; данные о производственном контроле на испрашиваемом земельном участке и графическая информация по установлению СЗЗ на нём в Управлении Роспотребнадзора по Смоленской области отсутствуют (том 1, л.д. 85-86).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 09 ноября 2012 года исковые требования Герасименко Е.В. удовлетворены частично: на Департамент возложена обязанность в течение 30 дней с момента предоставления истицей кадастрового паспорта предоставить Герасименко Е.В. в собственность бесплатно для ИЖС земельный участок, расположенный в ... , в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счёт истицы работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе представитель Департамента Дутов И.К. просит решение суда отменить и принять новое - об отказе в иске, поскольку оно принято при неправильном применении норм материального права и при ошибочном определении обстоятельств, имеющих юридическое значение, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии истицы Герасименко Е.В., представителей СМУП "Горводоканал", Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, которые будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив материалы дела исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно в ходе судебного разбирательства установил и оценил юридически значимые обстоятельства, достаточно полно и объективно дал им надлежащую правовую оценку, пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных истом требований.
В силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы с заявлением в Департамент) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
Из названных норм можно сделать вывод о том, что процедура реализации льготы на землю, предусматриваемая областным законом, носит заявительный характер и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
Исходя из положений ст. 28 Земельного Кодекса РФ во взаимосвязи с положениями ст. 56 ГПК РФ, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы из одного обстоятельств: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, истица является "данные изъяты", проживает в г.Смоленске, следовательно, на неё распространяется действие Закона N 23-з в действующей редакции на момент обращения.
В целях реализации своих прав она 15.11.2011 г. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для ИЖС, расположенного в ... , площадью 1800 кв.м.
Письмом Департамента от 21.11.2011 г. в удовлетворении заявления истице отказано в связи с тем, что Департаментом рассматривается возможность формирования испрашиваемого земельного участка третьим лицом, обратившегося ранее истицы - 01.12.2010 г.; в письме от 17.01.2012 г. Департамент сообщил, что испрашиваемый земельный участок расположен в СЗЗ, где не допускается размещение жилой застройки.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, основываясь на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорный земельный участок не находится в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, в связи с чем его предоставление в целях осуществления индивидуального жилищного строительства возможно.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно Правилам землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. N193) спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1- Жилая зона (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
По правилам ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
В силу ч.3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
В соответствии с ч.3 ст. 34 ГрК границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым согласно ч.4 ст.1 ГрК относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Таким образом, при расположении земельного участка в территориальной зоне Ж1, его использование для ИЖС возможно лишь при соблюдении требований санитарных норм и правил, в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В данном нормативном правовом акте определены условия, при которых осуществляется эксплуатация объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с п.п. 2.1., 2.2, которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Из анализа положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что СЗЗ является нормативной, то есть её границы определяются автоматически в зависимости от санитарной квалификации вредности предприятия, по правилам, установленным в СанПиН, однако предприятие может уменьшить либо увеличить размер и границы СЗЗ путём разработки и утверждения проекта границ СЗЗ (расчётная СЗЗ).
Как следует из материалов дела, на расстоянии от испрашиваемого земельного участка расположены городские очистные сооружения, принадлежащие СМУП "Горводоканал". Данное предприятие в 2008 г. разработало проект расчётной СЗЗ, из которого следует, что данные очистные сооружения граничат с жилой застройкой с востока на расстоянии 20 м., нормативная СЗЗ для них составляет 500 м.
Согласно информации, представленной СМУП "Горводоканал", в настоящий момент осуществляется реконструкция городских очистных сооружений, проект СЗЗ окончательно не утверждён.
По сведениям Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в месте расположения требуемого земельного участка СЗЗ не утверждалась.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска указало, что в Администрацию г. Смоленска разработанный и утверждённый проект СЗЗ очистных сооружений СМУП "Горводоканал" не поступал, испрашиваемый истицей земельный участок расположен в СЗЗ Предприятия "Х", а под действие нормативной СЗЗ очистных сооружений СМУП "Горводоканал" не подпадает. Данное обстоятельство подтверждено и схемой с нанесёнными контурами границ нормативной СЗЗ (том 1, л.д. 244).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Предприятия "Х" не существует, следовательно, не существует и СЗЗ.
Согласно представленным в материалы дела фототаблицам, от границ очистных сооружений СМУП "Горводоканал" до границ испрашиваемого земельного участка более 500 м. (том 1, л.д. 54, 61 и 74), доказательств обратному ответчиками не представлено.
Таким образом, по делу бесспорно установлено, что испрашиваемый земельный участок не попадает в границы как расчётной, так и нормативной СЗЗ городских очистных сооружений.
Доводы апелляционной жалобы не отменяют правильных выводов суда и опровергаются материалами дела.
Так, ссылки в жалобе на позицию Администрации г. Смоленска, согласно которой следует однозначный вывод, что испрашиваемый земельный участок подпадает в границы нормативной СЗЗ очистных сооружений СМУП "Горводоканал", противоречит материалам дела. Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, действовавший от имени Администрации г.Смоленска, не мог пояснить, накладывается ли СЗЗ очистных сооружений на испрашиваемый земельный участок. Представитель СМУП "Горводоканал" Мельников Г.А., как указано выше, в судебном заседании 09.11.2012г. указал, что испрашиваемый истицей земельный участок не входит в СЗЗ, относящуюся к ведению их организации (т.2 (обратная сторона) л.д.16).
В апелляционной жалобе Департамент не отрицает тот факт, что спорный земельный участок расположен в границах нормативной СЗЗ Предприятия "Х", которое в настоящее время не существует. Однако делает неверный вывод о существовании СЗЗ данного предприятия, поскольку она никем не отменена.
Отсутствие предприятия исключает действия СЗЗ, поскольку установление границ СЗЗ связано с промышленной деятельностью предприятия. Иное противоречило бы ФЗ от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые связывают санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений с вредным воздействием на человека факторов среды обитания, что предполагает эксплуатацию промышленных объектов.
Ссылка в жалобе на разработанный проект ориентировочного размера СЗЗ очистных сооружений является несостоятельной, поскольку данный проект до сих пор не утверждён, т. е. не имеет юридической силы и правового значения для рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 и 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 09 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области по доверенности Дутова И.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.