Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Лялиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Смоленска Шерстневой Е.П. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 6 ноября 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований Администрации города Смоленска к Акуленко С.И., Акуленко В.Б., Акуленко Д.С. о выселении отказано.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., заключение прокурора Накцевой И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация города Смоленска обратилась с иском к Акуленко С.И., Акуленко В.Б., Акуленко Д.С. о выселении последних из жилого помещения, расположенного по адресу: ...
В обоснование заявленных требований Администрация города Смоленска указала, что домостроение "Модуль N 3" принято в муниципальную собственность от войсковой части 83283 ФСЖС России. Проверкой, проведенной прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска, установлено, что в указанном жилом помещении ответчики проживают незаконно. Командир войсковой части 4 ... , в которой проходит службу Акуленко С.И., не вправе распоряжаться данным жилым помещение после его передачи в муниципальную собственность. Предоставив жилое помещение ответчикам, командир части нарушил права других граждан, порядок и условия предоставления жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца Трегубова М.Ю. исковые требования поддержала.
Прокурор полагала, что иск следует удовлетворить.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в апелляционной жалобе просит Администрация города Смоленска, ссылаясь на основания, положенные в основу иска.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из материалов дела усматривается, что согласно техническому паспорту здание "Модуль N 3" в п. ... построено в 1992 году и находится на территории войсковой части 4 ...
Жилой объект "Модуль N 3" находится в муниципальной собственности на основании постановления Главы Администрации г. Смоленска от 13.01.1998 г. N 37, распоряжения комитета по управлению имуществом г. Смоленска от 12.08.2002 г. N 173. Из распоряжения усматривается, что ранее модуль находился в ведении войсковой части 83283.
Из сообщения командира войсковой части ... следует, что старший лейтенант Акуленко С.И. является военнослужащим "данные изъяты". Его семья вселилась в спорное жилое помещение на основании устного распоряжения командира войсковой части 4 ... в 2010 году. Жилой фонд войсковой части 83283 по акту приемки-передачи от 31.08.1998 г. был передан на баланс МПЖРЭП-18. С 1998 г. по 2010 г. жилые помещения в "Модуле N 3" в ... использовались для проживания военнослужащих, которые проходили службу в вышеуказанных подразделениях.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что до 1998 года здание "Модуль N 3" находилось в федеральной собственности и в ведении войсковой части. В 1998 году оно было передано в муниципальную собственность. С момента возведения строения и до тех пор, когда в нем стала проживать семья Акуленко, жилые помещения в "Модуле N 3" заселялись военнослужащими. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
При разрешении данного дела применительно к возникшим правоотношениям суд правильно исходил из того, что законодатель закрепил в п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" специальный порядок передачи и заселения жилого фонда, независимо от его принадлежности к государственной или муниципальной форме собственности, определенной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, а именно военнослужащим.
В соответствии с п. 5 ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан (кроме перечисленных в п. 4 данной статьи) в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ.
Согласно ч. 1 ст. 10 ЖК РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Конституция РФ и ФЗ "О статусе военнослужащих" указывают, что военнослужащий имеет право на жилище.
Исходя из содержания вышеприведенных норм закона, освободившееся жилое помещение, занимаемое военнослужащим, должно быть предоставлено другому военнослужащему и членам его семьи. При этом вопрос о предоставлении освобождающихся жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей не относится к компетенции органов местного самоуправления и входить в оценку правомерности действий, которые совершаются по усмотрению иных органов, муниципалитет не вправе.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также, учитывая требования закона, суд правильно указал, что предоставление Акуленко жилого помещения по устному распоряжению командира части не служит основанием для их выселения; сведений, что тем самым нарушены права других военнослужащих, не имеется.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы о нарушении командиром войсковой части 4 ... требований закона о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отмену судебного решения повлечь не могут.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что изменения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", внесенные Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, регулируют обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, а Акуленко С.И. в настоящее время к такой категории граждан не принадлежит.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены полностью, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, все выводы в решении мотивированы и основаны на правильном толковании норм материального права, нарушений норм процессуального закона не допущено, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 6 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации города Смоленска Шерстневой Е.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.