Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 24октября 2012 года, которым удовлетворен иск прокурора Велижского района Смоленской области.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения прокурора Накцевой И.С., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Велижского района (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ средняя общеобразовательная школа (далее - Школа), администрации МО "Велижский район" Смоленской области (далее - Администрация) о возложении на Школу обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н. В обоснование требований указал, что в нарушение указанного приказа в данном учебном заведении не проведена аттестация рабочих мет по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, что нарушает права и законные интересы граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, и создает угрозу возникновения несчастных случаев на производстве. Учитывая, что учредителем Школы является Администрация, просил возложить на нее субсидиарную ответственность по исполнению решения суда при недостаточности у школы денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Шульгин Д.Н. исковые требования поддержал.
Представитель Школы - Пашедко Н.А. исковые требования признала, указав, что для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. N 342н нет средств, за выделением которых школа будет обращаться в Администрацию МО "Велижский район", поскольку своих средств школа не имеет.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования в части возложения субсидиарной ответственности по исполнению решения суда не признал.
Решением Велижского районного суда Смоленской области от 24.10.2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Школу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", на Администрацию возложив субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения в виде обязанности профинансировать выполнение работ Школой по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение отменить как необоснованное, указав, что органом исполнительной власти, организующим проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, является Департамент Смоленской области по социальному развитию, который не был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, оснований для его отмены не находит.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2).
В силу положений п. 3 ст. 9.2 Федерального закона бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона).
Таким образом, положениями п. 6 ст. 9.2 Федерального закона установлена форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 1.3. Устава, утвержденного постановлением администрации МО "Велижский район" от 01.08.2011 г. N 319 (в ред. постановления Администрации от 29.02.2012 г. N 81), МБОУ СОШ является некоммерческой организацией по типу - бюджетное образовательное учреждение.
В силу п. 1.5. Устава ее учредителем является МО "Велижский район"; полномочия учредителя осуществляет администрация МО "Велижский район".
В соответствии с п. 4.5. Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБОУ СОШ осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности из бюджета МО "Велижский район", а также областного бюджета в виде субсидий, субвенций. Кроме того, согласно п. 4.6. Устава порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией МО "Велижский район".
Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. N 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с п. 4 которого аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В силу п. 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям от 20.09.2012 г., представленным по запросу прокурора Администрацией, в МБОУ СОШ аттестация рабочих мест в порядке, определенном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. N 342н, не проводилась. Указанное обстоятельство в судебном заседании признал директор МБОУ СОШ Пашедко Н.А.
Учитывая вышеизложенное, установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Возлагая обязанность на МБОУ СОШ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, а на Администрацию - профинансировать выполнение данных работ, суд первой инстанции обосновано учел организационно-правовую форму ответчика, подразумевающую особенности финансового обеспечения образовательного учреждения органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия его учредителя.
Доказательств наличия у Школы достаточных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в материалах дела представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию отмену решения повлечь не могут, поскольку Департамент не наделен полномочиями по подготовке и составлению бюджета, а также утверждению муниципального задания, на него лишь возложена обязанность по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Велижского районного суда Смоленской области от 24октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Велижский район" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.