Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Шитиковой Т.М.,
судей: Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.
при секретаре Рыльской Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Смоленска на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 23 октября 2012 года об удовлетворении иска Носикова В.А. к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., возражения Носикова В.А. на доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Носиков В.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении ему, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г. Смоленске по договору социального найма и выделении для этого денежных средств. Указал, что постановлениями Главы администрации г.Смоленска от 05.07.2005 N 1854 и от 10.11.2005 N 3099 он определен в госучреждение на полное государственное обеспечение и признан не имеющим жилья.
С 02.12.2005 по 31.08.2007 находился СОГОУ "Кардымовская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.09.2007 по 11.07.2011 обучался в СГАФКСТ, с 12.07.2011 по 12.07.2012 служил в Вооруженных силах РФ, но до настоящего времени жильем не обеспечен.
Представитель Администрации г.Смоленска Аникеева О.В., не оспаривая право истца на обеспечение жильем в г.Смоленске, указала, что финансирование на эти цели производится в недостаточном объеме.
Департамент Смоленской области по образованию и науке в письменных возражениях на иск указал, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г.Смоленска, которая наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жильем в г.Смоленске и обязана организовать надлежащее исполнение постановленного судебного акта.
Решением Ленинского районного суда Смоленской области от 23.10.2012 исковые требования удовлетворены: постановлено обязать Администрацию г. Смоленска предоставить Носикову В.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления;
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Носикова В.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
В апелляционной жалобе Администрация г.Смоленска просит решение суда отменить, считая его незаконным, и принять новое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Областным законом Смоленской области от 29.11.2007 N 114-з "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма наделены органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (ст.1).
Согласно ст. 6 Областного закона Смоленской области от 29.09.2005 N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством (п. 1).
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями устанавливается Жилищным кодексом РФ, областным законом и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области (п. 2).
Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. N 641 утверждено Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями.
Пунктом 1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. N1087 в г.Смоленске учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом первой инстанции установлено, что Носиков В.А. родился (дата) в г.Смоленске, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей (мать Г. лишена родительских прав, отец А. ограничен в родительских правах вступившим в силу 17.06.2005 решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 06.06.2005). Постановлениями Главы администрации г.Смоленска от 05.07.2005 N 1854 и от 10.11.2005 N 3099 он определен в госучреждение на полное государственное обеспечение и признан не имеющим жилья. Постановлено также информировать Администрацию Смоленской области о необходимости внеочередного предоставления ему жилого помещения.
С 02.12.2005 по 31.08.2007 истец находился и обучался на полном государственном обеспечении в СОГОУ "Кардымовская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; с 01.09.2007 по 30.06.2011 обучался в СГАФКСТ, после чего призван на военную службу; с 12.07.2011 по 12.07.2012 служил в Вооруженных силах РФ, но до настоящего времени жильем не обеспечен. При этом истец не имеет жилья в собственности или в пользовании на условиях социального найма.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что обязанность по предоставлению истцу вне очереди жилья по договору социального найма за счет средств областного бюджета должна быть возложена на Администрацию г. Смоленска, имеющую для этого соответствующие государственные полномочия, а по финансированию на приобретение такого жилья - на Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Судом первой инстанции правильно определены положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения при распределении обязанностей по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения.
Согласно положениям ст. 140, п.1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, Областного закона Смоленской области от 09.12.2011 N126-з "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (приложение N 13), Главным распорядителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Доводы жалобы Администрации г.Смоленска о недостаточности выделяемых на эти нужды из бюджета Смоленской области денежных средств не имеют правового значения и не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене правильного по существу решения суда. Право истца на внеочередное обеспечение жильем до настоящего времени не реализовано.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 23 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.