Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Коженовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истицы Соловьевой Н.А., представителей ответчиков Федеральной антимонопольной службы России и Управления Федеральной антимонопольной службы России по ( ... ) Романова А.А. и Журавлевой С.Н. дело по апелляционной жалобе истицы на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 25 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истицы Соловьевой Н.А, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителей ответчиков Романова А.А. и Журавлевой С.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьева Н.А. обратилась в Ленинский районный суд гор. Смоленска с иском к Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России), Управлению Федеральной антимонопольной службы России по ( ... ) (далее - УФАС России по ( ... )) о присуждении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что длительное время проработала на различных должностях государственной гражданской службы, уволилась из ... территориального подразделения МАП России (ныне - УФАС России по ( ... )) в 2004 году по собственному желанию.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие до приобретения ими права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) при наличии у них стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Решением ответчиков от 25 апреля 2012 г. ей было отказано в установлении требуемой пенсии ввиду отсутствия стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и стажа замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
С отказом она не согласна.
В целях формирования необходимого стажа государственной гражданской службы ей подавалось в УФАС России по ( ... ) заявление о включении в указанный стаж периода работы с 19.04.1983 г. по 03.03.1987 г. (3 года 10 мес. 15 дн.) в должности юрисконсульта юридического бюро ... завода холодильников, однако это ее заявление не было направлено в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение.
Кроме того, периоды прохождения ей военной службы в Советской Армии с 26.09.1977 г. по 01.10.1979 г. (2 года 00 мес. 05 дн.) и с 25.05.1980 г. по 28.05.1982 г. (2 года 00 мес. 03 дн.) были засчитаны календарно, в то время как должны включаться в льготном исчислении 1 год за 2 года.
Считала такие действия (бездействие) ответчиков неправомерными и просила обязать установить стаж государственной гражданской службы 27 лет 06 мес. 24 дн., из которых 08 лет 3 мес. 11 дн. - непосредственно перед увольнением (за период с 09.02.1994 г. по 01.06.2004 г.), и назначить указанную пенсию с даты обращения за ней, т.е. с 19 марта 2012 г.
В судебное заседание истица не явилась.
ФАС России и УФАС России по (..) иск не признали. Их представитель Романов А.А. пояснил, что периоды трудовой деятельности в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, засчитываются в стаж государственной гражданской службы решением Миздравсоцразвития РФ. Такое решение истицей не представлено. Но даже в случае включения в ее стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении права на пенсию за выслугу лет, периода работы в должности юрисконсульта юридического бюро ... завода холодильников, у Соловьевой Н.А. все равно не возникнет право на требуемую пенсию, поскольку непосредственно перед увольнением она не замещала должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Пенсионный фонд Российской Федерации, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя не обеспечил. В письменных возражениях считал, что у истицы отсутствует право на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Обжалуемым решением в удовлетворении требований Соловьевой Н.А. отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе она просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что не была надлежаще извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, и именно по этой причине не явилась в судебное заседание. Считает также, что суд не дал никакой оценки фактам неправомерного нерассмотрения ее заявления о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы в должности юрисконсульта юридического бюро ... завода холодильников и неправильного исчисления периодов прохождения военной службы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит данное решение правильным.
Условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим определяются статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ).
В силу пункта 1 указанной статьи федеральные государственные гражданские служащие после увольнения с федеральной государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии одновременно 4 условий:
1) их стаж государственной гражданской службы на дату увольнения составляет не менее 15 лет;
2) они увольняются по одному из оснований, установленных пунктами 1-3, 6-9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ);
3) непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;
4) на дату увольнения они имеют право на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
Под стажем государственной гражданской службы, согласно статье 2 Федерального закона N 166-ФЗ, понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.
Названный стаж определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1141 (ред. от 19.05.2011) "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ Президента РФ N 1141).
В свою очередь стаж замещения должностей федеральной государственной гражданской службы ранее исчислялся согласно Указу Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 (ред. от 29.12.2004, с изм. от 31.12.2005) "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы", в настоящее время исчисляется в соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря. 2005 г. N 1574 (ред. от 13.12.2012) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы".
Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, установлен одноименным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября. 2003 г. N 570
(ред. от 12.10.2010) (далее - Постановления Правительства РФ N 570).
Пунктом 1 данного Порядка предусмотрено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством РФ переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Пунктом 3 Порядка Министерству здравоохранения и социального развития РФ дано указание по согласованию с Министерством финансов РФ утвердить порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Во исполнение данного предписания Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 декабря 2011 г. N 1648н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.03.2012 N 23469) (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н) был утвержден соответствующий Порядок, пунктом 4 которого установлено, что исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые засчитываются в стаж государственной службы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
На основании вышеуказанных норм в стаж государственной гражданской службы Соловьевой Н.А., согласно имеющимся в ее трудовой книжке записям, могли быть включены периоды:
- работы в Управлении внутренних дел ... горисполкома Латвийской ССР с 20.07.1976 г. по 12.09.1977 г. (1 год 1 мес. 22 дн.);
- прохождения службы в Советской Армии с 26.09.1977 г. по 01.10.1979 г. (2 года 00 мес. 05 дн.) и с 25.05.1980 г. по 28.05.1982 г. (2 года 00 мес. 03 дн.);
- работы в должности юрисконсульта, исполнения обязанностей руководителя юридического бюро Управления снабжения и сбыта Смолоблисполкома с 27.04.1987 г. по 30.11.1991 г. (4 года 7 мес. 03 дн.);
- работы в должности юрисконсульта-специалиста I-й категории Департамента здравоохранения при Главе администрации ... с 06.05.1992 г. по 17.11.1993 г. (1 год 6 мес. 11 дн.);
- работы в должности главного специалиста юридического бюро ... территориального управления Государственного комитета РФ по антимонопольной политике с 09.02.1994 г. по 18.09.1995 г. (1 год 7 мес. 9 дн.);
- работы в должности главного специалиста по методическому руководству правотворческой и правоприменительной деятельностью органов государственной власти и управления Управления юстиции ... с 25.09.1995 г. по 20.05.2002 г. (6 лет 7 мес. 25 дн.);
- работы в должности специалиста 2-й категории отдела по контролю потребительского и рекламного законодательств и информационному обеспечению ... территориального управления МАП России с 21.04.2004 г. по 01.06.2004 г. (00 лет 01 мес. 09 дн.).
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1988 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Согласно действовавшему в периоды прохождения истицей военной службы Закону СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" призыву на действительную военную службу подлежали лица мужского пола; женщины, как правило, проходили военную службу в добровольном порядке.
Из приобщенной к делу копии приказа ... районного военного комиссара N ... от 29 мая 1980 года усматривается, что Соловьева Н.А. изъявила желание поступить на службу в Советскую Армию в добровольном порядке, т.е. в периоды с 26.09.1977 г. по 01.10.1979 г. (2 года 00 мес. 05 дн.) и с 25.05.1980 г. по 28.05.1982 г. (2 года 00 мес. 03 дн.) проходила военную службу на условиях, установленных для военнослужащих сверхсрочников.
При таком положении права на включение указанных периодов военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в двойном размере она не имеет.
Как видно из трудовой книжки истицы, в период с 19.04.1983 г. по 03.03.1987 г. (3 года 10 мес. 15 дн.) она работала в должности юрисконсульта юридического бюро ... завода холодильников.
В соответствии с пунктом 20 Указа Президента РФ N 1141 в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих могут засчитываться также периоды трудовой деятельности в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Периоды работы в таких отдельных должностях на предприятиях, в учреждениях и организациях - в силу пункта 9 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ N 1648н, - включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития РФ, согласованного с Министерством финансов РФ.
Указанное решение в отношении Соловьевой Н.А. Министерством здравоохранения и социального развития РФ не принималось.
Доводы жалобы истицы о неправомерном нерассмотрении ее заявления, поданного в УФАС России по ( ... ), о зачете в стаж государственной гражданской службы периода работы в должности юрисконсульта юридического бюро ... завода холодильников юридического значения не имеют, поскольку ей не было обжаловано (оспорено) бездействие соответствующего органа, а суд, рассматривающий спор о праве на пенсию за выслугу лет, не может подменять Минздравсоцразвитие РФ в вопросах принятия решения о включении или невключении в стаж государственной гражданской службы федерального государственного гражданского служащего периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Согласно записям в трудовой книжке, последним местом работы истицы является территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти - ... территориальное управление МАП России, куда Соловьева Н.А. была принята 21.04.2004 г. на должность специалиста 2-й категории отдела по контролю потребительского и рекламного законодательств и информационному обеспечению и откуда уволена 01.06.2004 г. по статье 80 Трудового кодекса РФ - по инициативе работника (по собственному желанию).
Таким образом, на дату увольнения у истицы не было стажа замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев и она не имела права на трудовую пенсию по старости (данная пенсия была назначена ей в 2007 году по достижении возраста 55 лет), следовательно, право на пенсию за выслугу лет по правилам пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ Соловьева Н.А. не приобрела.
Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 94 ФЗ статья 7 Федерального закона N 166-ФЗ была дополнена пунктом 1.1, предусматривающим сохранение федеральным государственным гражданским служащим права на назначение пенсии за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до наступления возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, при условии наличия у них стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещения должности федеральной гражданской службы не менее 7 лет непосредственно перед увольнением.
Стаж государственной гражданской службы Соловьевой Н.А., исчисленный в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 166-ФЗ, Указа Президента РФ N 1141, Постановления Правительства РФ N 570 и Приказа Минздравсоцразвития РФ N 1648н составляет 19 полных лет, т.е. менее 25 лет.
К тому же, как указывалось выше, в ... территориальном управлении МАП России Соловьева Н.А. проработала всего 01 мес. 09 дн., т.е. непосредственно перед увольнением истица не замещала должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
При таком положении у Соловьевой Н.А. отсутствует право на пенсию за выслугу лет и по правилам пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ.
Доводы истицы о ненадлежащем извещении ее судом о времени и месте рассмотрения дела несостоятельны.
В соответствии с частью 1 статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно статье 167 ГПК РФ, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела лишь в случае признания причин их неявки уважительными (абзац второй части 2). Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (абзац первый части 3). Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда (часть 5).
Из дела видно, что Соловьева Н.А. присутствовала в предварительном судебном заседании, состоявшемся 3 октября 2012 г., в котором судьей были объявлены дата и время разбирательства дела в судебном заседании - 25 октября 2012 г. 11.00 час.
24 октября 2012 г. истица уведомила суд телефонограммой о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от нее не поступало.
При указанных обстоятельствах суд правомерно рассмотрел дело в ее отсутствие.
Судом, вопреки доводам жалобы, правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 25 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соловьевой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.