Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Пудова А.В.,
судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Гагаринского межрайонного прокурора на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 16 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения прокурора Поповой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагаринский межрайонный прокурор в интересах Поляка А.И. обратился в суд с иском к Администрации МО "Гагаринское городское поселение" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что Поляк А.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает правом на внеочередное получение жилья. Однако до настоящего времени им не обеспечен, хотя фактически проживает в " ... ", имеет право на получение жилого помещения по месту своего постоянного проживания.
Представитель Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Шульгинова Н.И. иск не признала, указав, что Поляк А.И. не состоит в очереди на получение субсидий для последующего приобретения жилья, так как обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Поляк А.И., исковые требования прокурора поддержала.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 16.11.2012г. в удовлетворении иска Гагаринского межрайонного прокурора в интересах Поляка А.И. отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционного представления, письменных возражений на него Администрации Гагаринского городского поселения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).
Пунктом 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в ред. от 29.06.2012) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в ред.от 21.11.2011г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ст.8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Согласно ст.1 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Поляк А.И., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования над несовершеннолетним Поляком А.И. была учреждена опека, в связи с тем, что его мать В. умерла , а отец А. дал согласие на учреждение опеки (л.д.22). Опекунами были назначены супруги И. и М. (бабушка и дедушка по линии матери), проживающие по адресу: " ... ". Сам несовершеннолетний с рождения проживал в этой же квартире с матерью, бабушкой и дедушкой. Данная квартира общей площадью ... кв.м. была передана в собственность бесплатно по договору приватизации И., М. и В. от участия в приватизации отказались(л.д.53,54).
Распоряжением Главы И., в связи с переездом на постоянное место жительства в " ... ", было дано разрешение на продажу указанной квартиры, с обязательством-закрепить право проживания и пользования несовершеннолетнего опекаемого Поляка А.И. во вновь приобретаемом жилом помещении, предоставив соответствующую справку в трехмесячный срок в орган опеки и попечительства(л.д.24).
Распоряжением Главы М. освобожден от опекунский обязанностей над несовершеннолетним Поляком А.И.(л.д.25).
Распоряжением Главы постановлено снять с учета в органе опеки и попечительства управления социальной защиты населения несовершеннолетнего Поляка А.И. в связи с выездом на постоянное место жительства в " ... "(л.д.23).
По договору купли-продажи И. приобрела в собственность квартиру " ... ", общей площадью ... кв.м.(л.д.28,30). в данном жилом помещении постоянно зарегистрированы и проживают И. и Поляк А.И.(л.д.6-7,8).
По договору купли-продажи М. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: " ... "(л.д.32).
Решением Нефтеюганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Тюменской области от 03.09.2008г. А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына (л.д.12-14).
Постановлением Главы администрации МО за несовершеннолетним Поляком закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: " ... " (л.д.26).
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу об отсутствии обязанности у Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области предоставить Поляку А.И. как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, поскольку предоставление жилого помещения такой категории лиц производится органами местного самоуправления по месту их выявления.
Проанализировав представленные по делу доказательства, нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По смыслу вышеприведенных норм государством гарантируется предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди по договорам социального найма непосредственно после окончания их пребывания в образовательном учреждении.
Согласно имеющейся в материалах дела справке Смоленского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Поляк А.И. является обучающимся дневной очной формы обучения. Согласно приказу обучается с " ... " по " ... " (л.д.9).
Поскольку Поляк А.И. обучается в учреждении среднего профессионального образования и заканчивает обучение , что подтверждается справкой учебного учреждения, субъективного права как на момент обращения, так и на момент вынесения судебного решения, на обеспечение вне очереди жилой площадью у Поляка А.И. не возникло.
Вместе с тем вывод суда о том, что вопрос об обеспечении истца жилым помещением должен решаться по месту его выявления, несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
Действующее законодательство предусматривает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем по месту жительства, которым для Поляка А.И. в соответствии со ст.20 ГК РФ является " ... ".
Согласно справке МУП Поляк А.И. зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: " ... ", совместно с ним зарегистрирована И.
В силу п.1 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст.121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
На основании п.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 апреля 2008г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.6 данного Закона).
Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. N 641 "Об утверждении положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями установлен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
Пунктом 2 указанного выше Постановления предусмотрено, что уполномоченный орган формирует банк данных о детях-сиротах, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, на основании сведений о детях-сиротах, получаемых в органах опеки и попечительства.
За 2 года до окончания пребывания детей-сирот в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в иных образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания, в семье опекуна, приемных родителей, на патронатном воспитании администрации учреждения, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели оформляют на каждого ребенка-сироту и представляют в уполномоченный орган необходимые документы.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что после снятия с учета в органе опеки и попечительства управления социальной защиты населения несовершеннолетнего Поляка А.И. в связи с выездом на постоянное место жительства в " ... " он поставлен на учет в Управлении опеки и попечительства Администрации муниципального образования .
С учетом изложенных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции в части оснований отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку изменение мотивировочной части решения суда не отменяет его выводов об отказе в удовлетворении заявленных требований, то решение суда первой инстанции об отказе во внеочередном предоставлении жилого помещения Поляку А.И. подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
о
п р е д е л и л а :
Мотивировочную часть решения Гагаринского районного суда Смоленской области от 16 ноября 2012 года изменить, изложив её в вышеприведенной редакции.
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 16 ноября 2012 года об отказе во внеочередном предоставлении жилого помещения Поляку А.И. оставить без изменения, а апелляционное представление Гагаринского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.