Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Руденко Н.В.,
судей Гузенковой Н.В., Ивановой М.Ю.,
при секретаре Крамаренко Ю.А..,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сорокина Н.И. на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 12 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., объяснения представителя истца Сорокина Н.И. - Матвеева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокин Н.И. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о признании действий незаконными, предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка расположенного ... (согласно прилагаемой схеме), ссылаясь на то, что является инвалидом ... и в соответствии с Областным законом N23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства, однако ответчиком ему в этом необоснованно отказано со ссылкой на расположение испрашиваемого участка на территории санитарно-защитной зоны предприятий и объектов производственного назначения.
В судебное заседание истец не явился, его представитель Матвеев А.В. заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель Департамента Кузьмин А.В. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях указал на невозможность предоставления истцу земельного участка.
Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 12 ноября 2012 года Сорокину Н.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Сорокин Н.И. просит отменить решение и принять новое - о возложении на Департамент обязанности по предоставлению ему в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Сорокина Н.И. - Матвеев А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не предоставили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
В соответствии с ч.3,4 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки в собственность бесплатно.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проживающий на территории Смоленской области Сорокин Н.И. является инвалидом ... и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
10.08.2012 Сорокин Н.И. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного ... (согласно прилагаемой схеме), для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Департамента от 23.08.2012 в предоставлении земельного участка истцу отказано со ссылкой на его расположение в санитарно-защитной зоне предприятий и объектов производственного назначения.
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства ... от 24.10.2012 испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - жилая зона, а также - в границах санитарно-защитной зоны.
Оценив собранные по делу доказательства, правильно применяя нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны предприятия, в связи с чем его предоставление в целях осуществления индивидуального жилищного строительства невозможно.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 (в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193) спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - Жилая зона (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры). При этом в соответствии с названными Правилами данный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 34 ГрК границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым согласно ч. 4 ст. 1 ГрК относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Таким образом, несмотря на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-1, его использование для индивидуального жилищного строительства возможно лишь при соблюдении требований санитарных норм и правил, в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии со ст. 57 Правил землепользования и застройки г. Смоленска на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу п. п. 2.1 - 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным Санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными Санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны, суд пришел к правильному выводу о том, что его предоставление истцу в целях индивидуального жилищного строительства недопустимо, в том числе и при отсутствии установленной на основе соответствующего проекта для действующего производственного объекта окончательной границы СЗЗ.
Доводы о том, что в соответствии с главой 7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона объекта составляет 150-200 метров, в связи с чем испрашиваемый земельный участок находится за ее пределами, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как правильно указал суд, санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п. 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч. 5 ст. 30 ГрК РФ). При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст. 56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Правила землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденные в соответствии с п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне.
Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом.
При этом до настоящего времени определенная Правилами землепользования и застройки г. Смоленска санитарно-защитная зона предприятия в установленном порядке в соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не изменена (не уменьшена).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Смоленска от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.