Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Радикевич М.А., Уваровой В.В.,
при секретаре Жернаковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске
дело по заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Колпашевского городского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора
по апелляционной жалобе администрации Колпашевского городского поселения на решение Колпашевского городского суда Томской области от 27 июля 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя процессуального истца прокурора Дашевской О.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Колпашевского городского поселения к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки по исполнению законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами на территории Колпашевского городского поселения, проведенной Колпашевской городской прокуратурой в апреле - мае 2012 года, выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в размещении в неотведенных местах следующих свалок бытовых и строительных отходов:
1. Несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов, древесных отходов и отходов чёрного металла 4, 5 класса опасности, расположенная по адресу: /__/ и на прилегающей территории к земельному участку по данному адресу вдоль р. Тогурская протока на 70 м на север в водоохраной зоне р. Тогурская протока. Общая площадь несанкционированного размещения вышеуказанных отходов около 30 000 м кв. На данной территории рассредоточены следующие виды отходов: бытовые отходы, строительные отходы, древесные отходы, отходы чёрного металла.
2. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, гипсокартон, ветки от деревьев, пришедшая в негодность бытовая техника и др.), расположенные в г. Колпашево в 15 м на запад от производственного здания ООО " /__/" ( /__/).
3. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 5 класса опасности (пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, гипсокартон, битый кирпич, штукатурка, шлак, древесные отходы от разбора хозяйственных л ли пришедшая в негодность бытовая техника и др.), расположенная в г. Колпашево в 100 м на юг от территории производственной базы ООО " /__/" ( /__/) со стороны южных ворот (подъезд с ул. Кирова) у частных гаражных боксов вдоль бывшего карьера (по всему периметру карьера), заполненного водой.
4. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, гипсокартон, битый кирпич, штукатурка, древесные отходы), расположенная в г. Колпашево в 50 м на территории производственной базы ООО " /__/" ( /__/) со стороны южных ворот (подъезд с ул. Кирова), между частными гаражными боксами на склонах бывшего карьера (по всему периметру карьера), заполненного водой.
5. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (шифер, битый кирпич, штукатурка, древесные отходы, бумага, одежда, обувь, картон, стеклянные и пластиковые бутылки, ветошь) справа и слева от автодороги, ведущей из мкр. Пески г. Колпашево на базу консервации нефтепродуктов в 810 м от границы территории Колпашевского речного порта ( /__/) в сторону базы консервации нефтепродуктов.
6. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (бумага, изношенная одежда, обувь, картон, стеклянные и пластиковые бутылки, ветошь) справа на обочине автодороги, ведущей от бывшей территории Базы консервации 1 до Речпорта (в 400 м от границы территории бывшей Базы консервации ТГТ).
7. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (бумага, изношенная одежда, обувь, картон, стеклянные и пластиковые бутылки, ветошь) справа на обочине автодороги, ведущей от бывшей территории базы консервации ТГТ до Речпорта.
8. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (бумага, изношенная одежда, обувь, картон, стеклянные и пластиковые бутылки, ветошь) справа на обочине автодороги ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ (в 650 м от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка).
9. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (бумага, изношенная одежда, обувь, картон, стеклянные и пластиковые бутылки, ветошь) справа на обочине автодороги, ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ (в 800 м от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка).
10. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (битый кирпич, бывший в употреблении подоконник из железобетона, синтетические мешки, набитые строительным мусором) справа на обочине автодороги, ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ (в 1200 м от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка).
11. Несанкционированная свалка твёрдых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности (битый кирпич, бывший в употреблении подоконник из железобетона, синтетические мешки, набитые строительным мусором) справа на обочине автодороги, ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ (в 50 м на восток от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка, на склоне оврага).
27.04.2012 и 04.05.2012 в адрес главы администрации Колпашевского городского поселения вносились представления об устранении нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами, однако по результатам их рассмотрения указанные выше нарушения закона не устранены, свалки не ликвидированы. Просил суд обязать администрацию муниципального образования "Колпашевское городское поселение" устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых, строительных отходов и мусора по указанным выше адресам.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Лаптев П.В. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд на основании ст. 4, 8, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворил. Возложил обязанность на администрацию Колпашевского городского поселения не позднее 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства путём ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых, строительных отходов и мусора, расположенных в границах МО "Колпашевское городское поселение" по адресам:
- /__/ и на прилегающей территории к земельному участку по данному адресу вдоль р. Тогурская протока на 70 м на север, на площади 30000 кв.м, объёмом 210 куб.м;
- г. Колпашево в 15 метрах на запад от производственного задания ООО " /__/" ( /__/) на площади 100 кв. м объёмом 5 куб. м;
- в г. Колпашево в 100 м на юг от территории производственной базы ООО " /__/" ( /__/) со стороны южных ворот (подъезд с ул. Кирова) у частных гаражных боксов вдоль склона бывшего карьера (по всему периметру карьера), на площади 1050 кв.м, объёмом 105 куб.м;
- в г. Колпашево в 50 м на юг от территории производственной базы ООО " /__/" ( /__/) со стороны южных ворот (подъезд с ул. Кирова) между частными гаражными боксами на склонах бывшего карьера (по всему периметру карьера) на площади 1500 кв.м, объёмом 45куб. м ;
- справа и слева вдоль автодороги, ведущей из мкр. Пески г. Колпашево на базу консервации нефтепродуктов, в 810 м от границы территории Колпашевского речного порта ( /__/) в сторону базы консервации нефтепродуктов, на площади 200 кв.м, объёмом 20 куб.м ;
- справа на обочине автодороги, ведущей от бывшей территории Базы консервации ТГТ до Речпорта, в 400 м от границы территории бывшей Базы консервации ТГТ, на площади 6 м2, объёмом 0,6 м3;
- справа на обочине автодороги, ведущей от бывшей территории Базы консервации ТГТ до Речпорта, в 600 м от границы территории бывшей Базы консервации ТГТ, на площади 20 кв.м, объёмом 2 куб.м ;
- справа на обочине автодороги, ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ, в 650 м от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка, на площади 10,5 кв.м, объёмом 2 куб.м ;
- справа на обочине автодороги ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ, в 800 м от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка, на площади 14 м,
- справа на обочине автодороги, ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ, в 1200 м от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка, на площади 8 кв.м;
- справа на обочине автодороги, ведущей от мкр. Новостройка до бывшей Базы консервации ТГТ, в 50 м на восток от гаражных боксов жителей мкр. Новостройка, на склоне оврага, на площади 60 кв.м.
В апелляционной жалобе администрация Колпашевского городского поселения просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных процессуальным истцом требований отказать в полном объеме.
Указывает, что согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 4 вышеуказанного закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно части 4 той же статьи, в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из анализа указанных норм, обязанность по утилизации отходов лежит на собственнике отходов. В случае если собственника отходов установить невозможно, обязанность по утилизации отходов может быть возложена на собственника (землепользователя) земельного участка, на котором расположены отходы, как на лицо, ответственное за надлежащее содержание земельного участка.
Наложение обязанности на администрацию Колпашевского городского поселения по утилизации отходов, которые не находятся в собственности администрации Колпашевского городского поселения, является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и может повлечь нарушение прав собственников отходов.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя администрации Колпашевского городского поселения, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях сохранения природы и окружающей человека среды регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", п. 2, 3 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 8 рассматриваемого закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территориях муниципальных образований.
Суд первой инстанции правильно указал, что законодатель разграничивает полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, устанавливая при этом порядок их взаимодействия.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования "Колпашевское городское поселение" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что невозможно установить лиц, виновных в размещении отходов в непредназначенных для этого местах, обязанность по ликвидации несанкционированных объектов размещения бытовых отходов должна быть возложена на администрацию Колпашевского городского поселения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что брошенные отходы имеют собственников, на которых должна быть возложена обязанность по очистке загрязненной территории, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Суд пришел к выводу, что сведений о лицах, являющихся собственниками отходов, ответчик не представил. В ходе проверки данные лица также не были установлены. Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, поэтому указанный довод апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняется как голословный.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о том, что организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов не входит в компетенцию администрации Колпашевского городского поселения, поскольку из анализа приведенных нормативно-правовых актов следует, что указанные действия входят в круг обязанностей органов местного самоуправления.
Довод жалобы о том, что земли, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к государственной, а не к муниципальной собственности, не влияет на законность постановленного решения, поскольку установлен факт расположения свалок на территории Колпашевского городского поселения, что обязывает ответчика осуществлять соответствующие действия по их ликвидации.
С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 27 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Колпашевского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.