Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора - Кастерина В.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Алтай - Арбанакова Г.Н. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 декабря 2012 года, которым
зявление прокурора Республики Алтай удовлетворено.
Признаны недействующими со дня их издания приказ Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 31.08.2012 N N "Об утверждении Перечня должностных лиц органов социальной защиты Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" и приказ Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 31.08.2012 N N "Об утверждении методических рекомендаций по применению положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Республики Алтай обратился в суд с заявлениями о признании приказов Министерства труда и социального развития Республики Алтай недействующими. Требования мотивированы тем, что в результате проверки законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Алтай установлено, что приказ Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 31 августа 2012 года N N "Об утверждений методических рекомендаций по применению положений КоАП РФ" и приказ от 31 августа 2012 года N N "Об утверждении перечня должностных лиц органов социальной защиты Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" не соответствуют требованиям федерального законодательства, поскольку изданы с превышением полномочий. На основании изложенного, прокурор Республики Алтай просил признать недействующими с момента издания приказы Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 31 августа 2012 года N N и N N.
Определением суда дела были объединены в одно производство.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Министерства труда и социального развития Республики Алтай - Арбанаков Г.Н., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что положениями ст. 1.3 КоАП РФ должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях указанных в ст. 28.3 КоАП РФ. Частью 2 п.8 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года N1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ возложить на территориальные органы социальной защиты населения указанные полномочия. Исходя их содержания Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 17 августа 2005 года N N, Министерство труда и социального развития Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, обеспечивающим осуществление государственной политики в сфере социальной политики, а также участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры, средств транспорта и связи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай - Арбанакова Г.Н., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, в соответствии с ч.1 ст.327.1. ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения приказов Министерства труда и социального развития Республики Алтай противоречат федеральному законодательству.
Как установлено судом первой инстанции, Министерством труда и социального развития Республики Алтай 31 августа 2012 года издан приказ N N, которым утверждены методические рекомендации по применению положений КоАП РФ на территории Республики Алтай.
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 31 августа 2012 года N N утвержден перечень должностных лиц органов социальной защиты Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.43, 9.13, 11.24, ч.1 ст.19.5, 19.6 КоАП РФ.
Оспариваемые приказы были опубликованы в республиканской газете "Звезда Алтая" от 11 сентября 2012 года.
Пунктом 8 Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Алтай установлено, что министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, обеспечивающим осуществление государственной политики и управление в сфере труда, включая вопросы организации оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы Республики Алтай (оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Алтай, их пенсионного обеспечения, транспортного обслуживания, погребения, возмещения им расходов, связанных с переездом в другую местность), социального развития и оказания адресной государственной поддержки отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 11.13.1 этого же Положения министр утверждает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 1 этой же статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов социальной защиты.
Согласно ч.2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.
Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Анализируя вышеуказанные нормы права, апелляционная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что должностные лица органов социальной защиты в соответствии с ч.2 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений п.17 той же части вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41-5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора.
Учитывая, что Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по надзору и контролю в сфере социальной защиты инвалидов органам государственной власти субъектов РФ не передавались, соглашений о передаче полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере социальной защиты инвалидов между Министерством труда и социального развития Республики Алтай и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, в порядке ст. 78 Конституции РФ, п.6 ст.1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" не заключалось, судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение об удовлетворении требований прокурора.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное законодательство.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе иначе регулировать вопросы производства по делам об административной ответственности, чем это в настоящее время предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предоставляют руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации права по определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена названным Кодексом. В связи с этим министр труда и социального развития Республики Алтай не вправе был наделять полномочиями должностных лиц названного Министерства, определять уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.43, 9.13, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае если оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, суд признает оспариваемый акт или его часть недействующими.
Также суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай о том, что оспариваемыми актами был восполнен пробел в нормативном правовом регулировании в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку оспариваемыми правовыми нормами урегулированы вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.
Доводы жалобы представителя министерства труда и социального развития Республики Алтай об отсутствии оснований для удовлетворения заявления прокурора со ссылкой на положения части 2 пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года N1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" которым, по его мнению и были переданы полномочия в оспариваемой части, не могут быть приняты во внимание, поскольку, названный нормативно правовой акт не регулирует правоотношения в области административных правонарушений и вопросы установления порядка производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Принимая во внимание содержание ч.3 ст. 253 ГПК РФ, а также ст.35 Закона Российской федерации "О средствах массовой информации", в силу которых вступившее в законную силу решение суда подлежит направлению в печатное издание, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, апелляционная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием о необходимости направления сообщения о принятом решении в печатное издание.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Алтай - Арбанакова Г.Н. - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда текстом следующего содержания: "обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Алтай опубликовать сообщение о принятом решении в печатном издании "Звезда Алтая" в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу".
Председательствующий - Э.В. Ялбакова
Судьи - С.А. Шинжина; Е.А. Кокшарова
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.