Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Жерненко Е.В.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации городского округа г. Уфа, Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2012 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы, действующего в интересах Тляубердиной А.М., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Тляубердиной А.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах Тляубердиной A.M., обратился в суд с иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья. Требования мотивированы тем, что в нарушение действующего законодательства Тляубердиной A.M., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Тляубердиной A.M. на жилье.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что субвенций, выделенных городскому округу г. Уфа на 2012 год недостаточно для обеспечения детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство финансов Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит решение суда изменить в части предоставления благоустроенного жилого помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, ссылаясь на то, что суд вышел за пределы исковых требований и разрешил вопросы порядка финансирования на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не заявленные сторонами при рассмотрении дела, а также не учел, имеется ли у супруга Тляубердиной А.М. жилая площадь, приобретенная во время брака.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства финансов Республики Башкортостан Курбангалиева Р.Р., действующего по доверенности N 08-15-10 от 09 января 2013 года, поддержавшего доводы жалобы, Тляубердину А.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ, представителей третьих лиц Правительства Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно ст. ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Законом Республикой Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 статьи 8).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как видно из приведенных п. 2 и п. 3 Постановления N 200 и ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан N 260-з в их взаимосвязи, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год финансирование исполнения администрацией городского округа г. Уфа государственной обязанности по обеспечению вышеуказанных лиц жилыми помещениями, не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что родителями Загидуллиной (Тляубердиновой) А.М.., ... года года рождения, являются ФИО1,2 и ФИО1,2, что подтверждается копией свидетельства о рождении и серии III-AP N ... от ... года (л.д. 17).
Мать Тляубердиновой А.М. - ФИО1,2 умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти от ... года, отец - ФИО1,2 решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от ... года признан безвестно отсутствующим (л.д. 18, 19).
Постановлением N ... от ... года попечителем Загидуллиной А.М. назначена ФИО3 (л.д. 20).
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа от ... года N ... Загидуллина А.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма для обеспечения жилым помещением вне очереди. (л.д. 9, 10).
Согласно справке ГАОУ СПО Учалинского горно-металлургического техникума N ... от ... года Загидуллина А.М. обучалась в ГОУ НПО профессиональное училище N ... с ... года по ... года (л.д. 23).
Согласно свидетельства о заключении брака серии II-АР N ... от ... года Загидуллина А.М. зарегистрировала брак с ФИО10, после чего ей была присвоена фамилия "Тляубердина" (л.д. 13).
Никакого недвижимого имущества в собственности Загидуллина А.М. не имеет (л.д. 26).
В настоящее время Тляубердина А.М. зарегистрирована и проживает по адресу: ... , не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако она не обеспечена жилым помещением.
Разрешая спор и возлагая обязанность по представлению жилого помещения на администрацию городского округа г. Уфа, суд правильно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" от 28 декабря 2005 г. N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 451-з, согласно которым обязанность по передаче финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий в бюджет соответствующего муниципального образования, в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год несет Правительство Республики Башкортостан, в связи с чем, суд первой инстанции правильно возложил обязанности на администрацию городского округа г. Уфа по обеспечению Тляурбердину А.М. жилым помещением за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 г. "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обязании администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить Тляубердиной А.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о том, что субвенций, выделенных городскому округу г. Уфа на 2012 год недостаточно для обеспечения детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан о том, что предоставление благоустроенного жилого помещения Тляубердиной А.М. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, противоречит действующему законодательству, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку указание в решении суда на источник исполнения данного государственного полномочия ответчика не противоречит нормам ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ и ст. 196 ГПК РФ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа г. Уфа, Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Е.В. Жерненко
Т.Е. Фролова
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.