Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Жерненко Е.В.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Харрасовой Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Халиковой Ф.М. - Магизова А.М. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 октября 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Халиковой Ф.М. к Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ о признании членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеющей право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем - отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халикова Ф.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеющей право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Требования мотивированы тем, что ... года умер ФИО1. Халикова Ф.М. состояла с ФИО1 в фактических брачных отношениях, но брак в установленном законом порядке между ними не был зарегистрирован. Однако, не смотря на отсутствие регистрации брака, истец и умерший проживали вместе, вели совместное хозяйство. Жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано не пригодным для проживания, что подтверждается акта обследования жилого помещения и заключением. Другого жилья истица не имеет. В соответствии со пп. 2 п. 3 ст. 23-2 Федерального закона "О ветеранах" истец имеет право на обеспечение жильем общей площади жилья 36 кв.м. исходя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, так как является членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Халиковой Ф.М. - Магизова А.М. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не рассмотрел требования о признании истца членом семьи умершего ФИО1; суд не учел, что требований о признании истца вдовой умершего ФИО1 истец не заявляла; суд не учел представленные пенсионные удостоверения, подтверждающие получение истцом пенсии по случаю потери кормильца ФИО1
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Курбанову А.Ф., просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г." постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 г. N 322 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые органами местного самоуправления Республики Башкортостан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 1.3).
Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан:
а) вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года:
члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;
б) нуждающиеся в улучшении жилищных условий:
члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п. 1.4).
Таким образом, для получения заявителем мер социальной поддержки требуются только два условия:
1) являться членом семьи участника Великой Отечественной войны;
2) встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (в том числе проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям) предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Перечень оснований является исчерпывающим.
Согласно ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данного гражданина, к которому прикладываются документы, подтверждающие право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 г. N 250-з "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся, в том числе, документы, подтверждающие его право быть принятым на учет как относящегося к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категории.
Из материалов дела усматривается, что согласно справкам администрации сельского поселения Алатинский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ... года N ... , N ... ФИО1 постоянно до своей смерти проживал совместно с женой Халиковой Ф.М. в жилом доме, расположенным по адресу: ... (л.д. 10).
Согласно копиям свидетельств о рождении ФИО1 и Халикова Ф.М. имели общих детей: ФИО2, ... года года рождения; ФИО3, ... года года рождения; ФИО4, ... года года рождения; ФИО5, ... года года рождения; ФИО6, ... года года рождения (л.д. 14-16).
... года ФИО1 умер, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти от ... года (л.д. 5)
Согласно копии военного билета серии НП N ... от ... года ФИО1, ... года года рождения, участвовал в Великой Отечественной войне с января 1944 г. по май 1945 г. (л.д. 6-7).
Согласно копиям удостоверений N ... от ... года, ... года
Каримовой Ф.М. с ... года назначена пенсия по п. 71 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий из среднемесячного заработка, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. N 590 как члену семьи рабочего (служащего), умершего вследствие общего заболевания (л.д. 13).
... года Военным комиссариатом Стерлитамакского района Республики Башкортостан выдана справка N ... о том, что Халикова Ф.М. является вдовой умершего участника ВОВ ФИО1 (л.д. 12).
Согласно извещениям Отдела ЗАГС Стерлитамакского района Управления записи актов гражданского состояния от ... года, Управления ЗАГС Республики Башкортостан от ... года в архиве отсутствует какая-либо запись акта гражданского состояния о заключенном между ФИО1, Халиковой Ф.М. браке (л.д. 8, 9).
Постановлением администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ... года N ... , на основании акта обследования и заключения Межведомственной комиссии N ... от ... года, жилой дом, расположенный по адресу: ... признан непригодным для проживания (л.д. 17, 18, 19).
Согласно справке Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ... года N ... Халикова Ф.М. не подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как член семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны на основании Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от ... года N ... в связи с отсутствием регистрации брака (л.д. 118).
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Халиковой Ф.М., поскольку в соответствии с действующим законодательством, в том числе, требованиям Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей умерших участников Великой Отечественной войны ставиться в зависимость от нуждаемости указанных граждан в улучшении жилищных условий и их постановке органом местного самоуправления на учет в данном статусе с учетом наличия у указанных граждан документов, подтверждающим право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.п. 4 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". При этом указанные меры предоставляются членам семьи умершего являющимися нетрудоспособными, состояли на иждивении умершего и получающие пенсию по случаю потери кормильца либо имеющим право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем истцом не представлено доказательств ее нахождения в зарегистрированном браке с Каримовым Г.И.
Кроме того, согласно справке Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ... года N ... Халикова Ф.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны на основании Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от 07 мая 2008 г. N 714 в связи с отсутствием регистрации брака.
Доводы апелляционной жалобы представителя Халиковой Ф.М. - Магизова А.М. о том, что суд не учел представленные пенсионные удостоверения, подтверждающие получение истцом пенсии по случаю потери кормильца ФИО1, а также доводы истца о том, что справкой Военного комиссариата Стерлитамакского района Республики Башкортостан N ... о том, что Халикова Ф.М. является вдовой умершего участника ВОВ ФИО1, являются необоснованными, поскольку согласно имеющимся в материалах дела копиям удостоверений N ... от ... года, ... года, указанные документы выданы на имя Каримовой Ф.М., а не на имя истца Халиковой Ф.М. Доказательств выдачи указанных удостоверений именно на имя истца, суду не представлено. Кроме того, согласно ответу на запрос суда апелляционной инстанции Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлитамакском районе Республики Башкортостан от ... года N ... Халикова Ф.М. является получателем пенсии по старости (пенсионное удостоверение N ... ). Сведений о выдаче пенсионного удостоверения N ... в пенсионном деле отсутствуют. Согласно ответу на запрос суда апелляционной инстанции Отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по г. Стерлитамак и Стерлитамакскому району N ... от ... года "сообщить основания выдачи справки не представляется возможным, так как справки оформляются в одном экземпляре и выдаются на руки, в справе должно быть указано, что явилось основанием для выдачи. Для признания гражданки вдовой, основанием является только свидетельство о браке и документы, подтверждающие участие в ВОВ умершего гражданина".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Халиковой Ф.М. - Магизова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Е.В. Жерненко
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Хамидуллина Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.