Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Нафикова И.А.
Турумтаевой Г.Я.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Калмацкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора ... района города Уфы, действующего в интересах Яриной Е.Г. к Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан предоставить вне очереди Яриной Е.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В удовлетворении исковых требований прокурора ... , действующего в интересах Яриной Е.Г. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Яриной Е.Г., обратился в суд с иском к Администрации городского округа ... , Правительству РБ об обязании предоставить Яриной Е.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска указано, что прокуратурой ... Республики Башкортостан проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятию мер по защите их прав и законных интересов, в ходе которой было установлено, что постановлением ... ГО ... РБ Ярина Е.Г. признана лицом, оставшимся без попечения родителей, и направлена в детский дом. Решением Дуванского районного суда РБ от ... года мать Яриной Е.Г. - ФИО4 лишена родительских прав, отец - ФИО3 лишен родительских прав решением того же суда ... года. В настоящее время Ярина Е.Г. постоянного жилья и регистрации не имеет. Решением жилищной комиссии, утвержденным распоряжением главы администрации ... N ... -р от ... года, Ярина Е.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, несмотря на наличие у Яриной Е.Г. права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ей такое помещение не предоставлено.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Министерства финансов РБ ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд при вынесении решения в части указания на предоставление благоустроенного жилого помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РБ, вышел за пределы исковых требований и разрешил вопрос, который не заявлялся при рассмотрении дела.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя Министерства финансов РБ Курбангалиева Р.Р., просившего отменить решение суда, Ярину Е.Г., прокурора Крупнову А.И., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч. 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям - сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года (в ред. от 21.11.2011 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно - правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных " государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).
Согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год финансирование исполнения администрацией городского округа город Уфа государственной обязанности по обеспечению Яриной Е.Г. жилым помещением, не предусмотрено.
Решением Совета городского округа город Уфа от 08 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не ниже 14 кв. м. на одного человека.
Из материалов дела следует, что
Ярина Е.Г. родилась ... года в ... РБ, в графе "отец" указан " ФИО3", а в графе "мать" указана "Ярина О.Е.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии N ... от ... года (л.д.5).
Мать Яриной Е.Г. - ФИО4 лишена родительских прав на основании решения ... районного суда РБ от ... года, отец Яриной Е.Г.- ФИО3 также лишен родительских прав на основании решения Дуванского районного суда РБ от ... года (л.д.17-19).
Установлено, что Ярина Е.Г. ... года года рождения, оставшаяся без попечения родителей, на основании постановления администрации ... РБ была определена в Бирский Детский дом с ... года по ... года.
Из справки N ... т от ... года усматривается, что Ярина Е.Г. обучалась в Уфимском топливно-энергетическом колледже с ... года по ... года (л.д.22).
Согласно справке ГУП "БТИ РБ" Дуванского межрайонного филиала у Яриной Е.Г. право собственности на недвижимость не установлено (л.д.21).
... года Ярина Е.Г. обратилась в ... городского округа ... Республики Башкортостан с заявлением принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.13).
Распоряжением ... ГО ... РБ N ... -р от ... года Ярина Е.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (л.д.10).
В настоящее время Ярина Е.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: ... , общежитие, не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако она не обеспечена жилым помещением.
Согласно справке Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ N ... от ... года, а также сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N ... от ... года наличие прав у Яриной Е.Г. на объекты недвижимости не установлено (л.д.16-17).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у Яриной Е.Г. возникло с момента окончания пребывания в образовательном учреждении в 2008 году, и как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Ярина Е.Г. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Возлагая обязанность обеспечения Ярину Е.Г. жилым помещением на Администрацию городского округа ... , суд первой инстанции правильно исходил из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" от 28.12.2005 года N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону РБ от 31.10.2011 года N 451-з, согласно которым на администрацию городского округа ... возложена обязанность по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае по предоставлению Яриной Е.Г. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью на территории городского округа ... отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, поскольку обязал предоставить жилое помещение в пределах субвенций, выделяемых Правительством Республики Башкортостан, судебная коллегия считает необоснованным.
В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в резолютивной части решения суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении
(часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Согласно ст. 8 указанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Расчет нормативов для определения общего объема субвенций,
предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан
для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 1 к настоящему Закону.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию городского округа город Уфа предоставить Яриной Е.Г. жилое помещение по договору социального найма в пределах субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
Апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий подпись А.А.Гизатуллин
Судьи подпись И.А.Нафиков
подпись Г.Я.Турумтаева
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.