Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Жерненко Е.В.
Турумтаевой Г.Я.
при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Скрипниковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Уфа на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Советского района г.Уфы, в интересах Машакаевой А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Машакаевой А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Машакаевой А.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ об обязании предоставить Машакаевой А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района города Уфы Республики Башкортостан проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятию мер по защите их прав и законных интересов, в ходе которой установлено, что распоряжением Администрации Советского района ГО ... РБ N ... от ... года Машакаева А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории " дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Однако, несмотря на наличие у Машакаевой А.А. права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ей такое помещение не предоставлено.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г.Уфа ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что
Администрации ГО г.Уфа передано государственное полномочие по обеспечению жилой площадью детей-сирот без необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, в связи с чем Администрация не располагает возможностью предоставления жилого помещения Машакаевой А.А., право истца на обеспечение жилой площадью возникло ... года, когда она была поставлена на учет нуждающихся, то есть до вступления в законную силу Закона РБ от 31.10.2011 года, которым внесены изменения в Закон РБ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", поэтому в данном случае предоставление жилья истцу обязанностью городского округа г.Уфа не является.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя Администрации ГО г.Уфа Циклаури Э.В., просившего отменить решение суда, Машакаеву А.А., прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч. 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям - сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года (в ред. от 21.11.2011 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно - правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных " государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).
Согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год финансирование исполнения администрацией городского округа город Уфа государственной обязанности по обеспечению Машакаевой А.А. жилым помещением, не предусмотрено.
Решением Совета городского округа город Уфа от 08 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не ниже 14 кв. м. на одного человека.
Из материалов дела следует, что
Машакаева А.А., родилась ... года в д. ... Республики Башкортостан, в графе "отец" указан " ФИО2", а в графе "мать" указана " ФИО3", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии N ... от ... года (л.д.11).
Мать Машакаевой А.А. - ФИО3 умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти серии N ... от ... года, отец Машакаевой А.А.- ФИО2 умер ... года, что подтверждено свидетельством о смерти серии N ... от ... года (л
. ... ).
Истец проживала и была зарегистрирована по адресу: РБ, ... , общ. N ... с ... года по ... года (л.д.19).
... года истица обратилась в Администрацию ... района город Уфа Республики Башкортостан с заявлением принять её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.10).
Распоряжением Администрации ... района ГО ... РБ N ... от ... года Машакаева А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (л.д.9).
В настоящее время Машакаева А.А. зарегистрирована и проживает по адресу: ... общежитие.
Из справки Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ N ... от ... года, а также сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N ... от ... года следует, что наличие прав у Машакаевой А.А. на объекты недвижимости не установлено (л.д.18).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у Машакаевой А.А. возникло с момента окончания пребывания в образовательном учреждении в ... года, и как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Машакаева А.А. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Возлагая обязанность обеспечения Машакаеву А.А. жилым помещением на Администрацию городского округа ... , суд первой инстанции правильно исходил из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" от 28.12.2005 года N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону РБ от 31.10.2011 года N 451-з, согласно которым на администрацию городского округа город Уфа возложена обязанность по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае по предоставлению Машакаевой А.А. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью на территории городского округа город Уфа отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что суд применил закон (закон Республики Башкортостан от 28.12.2005г. N 260-з) не подлежащий применению, судебной коллегией отклоняется.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации города о том, что Администрации ГО г.Уфа передано государственное полномочие по обеспечению жилой площадью детей-сирот без необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, в связи с чем Администрация не располагает возможностью предоставления жилого помещения Машакаевой А.А., не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий подпись О.Ю.Кривцова
Судьи подпись Е.В.Жерненко
подпись Г.Я.Турумтаева
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.