Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Габитовой А.М.
судей Киньягуловой Т.М., Портянова А.Г.
при секретаре Батыевой Ю.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МСА, действующей за себя и в интересах МСА на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований МСА, МСА к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании незаконными и необоснованными решения администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об исключении из числа участников Республиканской программы, отказать.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МСА и МСА обратились в суд с иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании незаконными и необоснованными решения администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об исключении из числа участников Республиканской программы.
В обоснование иска указано, что ... года истцы обратились с письменным заявлением к главе администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о приеме документов для рассмотрения вопроса о признании их семьи в составе двух человек нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также ... года они обратились с письменным заявлением к главе администрации MP Мелеузовский район о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Согласно протоколу от ... года N ... Общественная комиссия по жилищным вопросам, утвержденная распоряжением главы Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от ... года N ... , вынесла решение о снятии их семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.1 п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. В письме N ... от ... года указано, что при плановой проверке от ... года выявлено, что семья истцов МСА и МСА в составе 2 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам N ... от ... года неправомерно. Отказ мотивирован тем, что истцы намеренно ухудшили жилищные условия.
Кроме того, ими было получено письмо N ... от ... года, в котором указано, что ... года комиссия по реализации Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы, для учета и отбора молодых семей при Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ, утвержденного распоряжением главы Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от ... года N ... приняла решение о том, что их семья исключена из числа участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 года в связи с тем, что их семья не соответствует требованиям, предусмотренным п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку согласно протокола от ... года N ... общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ их семья снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Просили признать соответствующие решения ответчика необоснованными и незаконными. Признать семью истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить их семью в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 года, с даты подачи ими заявления и документов, то есть с ... года.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МСА, действующей за себя и в интересах МСА ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы МСА, действующей за себя и в интересах МСА, выслушав представителя МСА, МСА - МСА, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Государственная поддержка молодых семей с участием средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" (на 2011 - 2015 гг.), и в соответствии с утвержденной Республиканской программой государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы.
В силу п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы (приложение к Республиканской программе) может быть молодая семья, соответствующая определенным условиям, одно из которых является признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 1.7 Порядка.
В соответствии с данным пунктом под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления Республики Башкортостан по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч.4 и ч.5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Постановлению N ... от ... года "Об установлении норм", изданному главой администрации муниципального района Мелеузовский район РБ, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что МСА и МСА заключили брак ... года, что подтверждается свидетельством о заключении брака N ... от ... года (л.д. 13).
От совместно брака МСА и МСА имеют сына МСА ... года года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении N ... от ... года (л.д. 14).
Согласно справке N ... от ... года, выданной ООО "Дом-Сервис" МСА в период с ... года по ... года была зарегистрирована по адресу: ... (л.д. 25).
Согласно справке N ... от ... года, выданной ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства" МСА в период с ... года по ... года был зарегистрирован и проживал по адресу: ... (л.д. 24).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N ... от ... года МСА является собственником 1/2 доли жилого помещения общей площадью 70,7 кв.м. по адресу: ... (л.д. 27).
Из материалов дела также следует, что согласно договору N ... от ... года истице МСА и ее маме МСА Мелеузовской городской администрацией была передана жилая квартира в совместную собственность по адресу: ... (л.д. 45).
Согласно договору купли-продажи от ... года МСА, действующая за себя и в интересах МСА, продала МСА жилое помещение по адресу: ... (л.д. 46-47).
Согласно дополнительному соглашению к договору паенакопления N ... от ... года, истица МСА имела равные права с МСА на квартиру по адресу: ... , в связи с чем она и была зарегистрирована в данной квартире. Свое право собственности на 1/2 долю в данной квартире, площадью 70,7 кв.м., истица зарегистрировала ... года, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от ... года N ... (л.д. 27).
Как следует из заявления МСА от ... года она обратилась к главе администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о включении ее семьи, то есть МСА и МСА, в список участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 г. (л.д. 15).
Согласно протоколу N ... от ... года общественная комиссия по жилищным вопросам, утвержденная распоряжением главы администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от ... года N ... , вынесла решение о снятии семьи истцов с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч. 1 п. 2 и п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. В качестве оснований было указано на то, что при плановой проверке от ... года было выявлено, что семья истцов неправомерно была признана нуждающейся. Комиссией при постановке на учет данной семьи не было учтено то обстоятельство, что истица МСА в период с ... года до ... года была зарегистрирована по адресу: ... По данному адресу проживали 2 человека на общей площади 70,7 кв.м. Истец МСА в период с ... года по ... года был зарегистрирован и проживал по адресу: ... родителями. По данному адресу проживали 3 человека на общей площади 77,1 кв.м. Руководствуясь ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, комиссия пришла к выводу, что истцы учетной нормой были обеспечены, исходя из расчета (70,7 + 77,1):5=29,56 кв.м. на каждого из истцов. Указанные сведения истицей при подаче документов ... года не были представлены. Исходя из того, что семья истцов буквально за несколько дней до подачи заявления зарегистрировалась по адресу: ... , Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ полагает, что это было сделано намеренно (л.д. 9-10).
Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МСА, МСА к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании незаконными и необоснованными решения Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об исключении из числа участников Республиканской программы, поскольку истцы до подачи документов ... года совершили действия по ухудшению своих жилищных условий, данные действия они совершили намеренно, которые направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
Из материалов дела следует, что МСА проживал до ... года с родителями и был зарегистрирован в трехкомнатной квартире по адресу: ... МСА на момент включения в список Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы также имела с матерью МСА квартиру общей площадью 70,7 кв.м. по адресу: ... , которая принадлежала каждой по 1/2 доле.
С целью включения их семьи в список участников Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 г.г. (л.д. 15) в начале марта 2007 года они зарегистрировались в однокомнатной квартире по адресу: ... 150, которая принадлежала на праве собственности матери МСА МСА (л.д. 49), где также зарегистрированы иные лица. После этого получила справку на однокомнатную квартиру по адресу: ... 150 (л.д. 16), как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
При этом судом обоснованно отклонена ссылка МСА и МСА на показания свидетелей МСА, МСА, МСА, поскольку из показаний данных свидетелей следует, что истцы фактически проживали по адресу: ... , но никто из свидетелей не подтверждает факт вынужденной регистрации по данному адресу.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 19 ноября 2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МСА, действующей за себя и в интересах МСА - без удовлетворения.
Председательствующий Габитова А.М.
Судьи Киньягулова Т.М.
Портянов А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.