Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Троценко Ю.Ю.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Шаранове Д.С.,
с участием прокурора: Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г.Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ... года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Советского района г. Уфы РБ, действующего в интересах Даутова И.А., к Администрации городского округа город Уфа РБ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить вне очереди Даутову И.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Уфы РБ, действуя в интересах Даутова И.А., обратился в Октябрьский районный суд г. Уфы РБ с иском к Правительству РБ, в котором просит обязать ответчика предоставить Даутову И.А., жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой Советского района города Уфы РБ проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов, по результатам которой установлено, что распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N ... от ... года Даутов И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья Даутову И.А. не предоставлено.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрацией ГО г.Уфа ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что городскому округу город Уфа РБ передано государственное полномочие по обеспечению жилой площадью детей-сирот без необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств; предоставление жилья истцу обязанностью городского округа город Уфа РБ на момент его о постановке на учет ... года не являлось.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковое заявление прокурора Советского района г. Уфы РБ, действующего в интересах Даутова И.А., суд верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (действовавшего до 31.12.2012г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям - сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу ч. 4 ст.8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти.
Из материалов дела (л.д. 22) усматривается, что Даутов И.А. родился ... года в ... , в графе "отец" указан "Даутов А." со слов матери, в графе "мать" указана "Даутова А.А.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии N ... от ... года
Мать Даутова И.А. - Даутова А.А. умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти серии N ... от ... года Даутов И. А., оставшись круглым сиротой, был определен в Учалинский детский дом ... года, где и находился до ... года на полном государственном обеспечении.
Распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N ... от ... года Даутов И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В настоящее время Даутов И.А. зарегистрирован и проживает по адресу: ... окончил техникум, не имеет жилья и не находится на полном государственном содержании., не обеспечен жилым помещением.
Учитывая, что Даутов И.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет, суд пришел в правильному выводу о том, что заявленные прокурором Советского района г. Уфы РБ исковые требования являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд правильно исходил из того, что обязанность обеспечения Даутова И.А. жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на администрацию городского округа город Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан в связи с наделением ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Доводам апелляционной жалобы ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ в части того, что государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот переданы без необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, была дана оценка судом. Судебная коллегия согласна с выводом суда о том, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди, поскольку данный вывод соответствует требованиям закона и подтверждается материалами дела.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу обязанностью городского округа город Уфа РБ на момент его о постановке на учет ... года не являлось, не является основанием для отмены решения суда, поскольку он основан на ошибочном толковании действующего законодательства. Как следует из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязанность обеспечения Даутова И.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа г. Уфа РБ при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Указанные полномочия органа местного самоуправления закреплены пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28.12.2005 года N 260-3 (в редакции от 06.12.2011 г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан".
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г.Уфа - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи Ю.Ю. Троценко
Т.Е. Фролова
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.