Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Хакимова А.Р., Батршиной Ю.А.
при секретаре Набиеве Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Министерства Финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы, действующего в интересах Шарифуллина Р.М., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Шарифуллину Р.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы, действующего в интересах Шарифуллина Р.М., к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Хакимова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах Шарифуллина P.M., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчика Администрацию ГО г. Уфа предоставить Шарифуллину P.M. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска прокурор указал на то, что проведенной проверкой по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов прокуратурой Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан установлено, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ N ... от ... года Шарифуллин P.M. принят на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Однако в нарушение действующего законодательства Шарифуллину P.M. по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Шарифуллина P.M. на жилье.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, вследствие существенного нарушения норм материального права, поскольку суд применил закон, не подлежащий применению. Так, городскому округу город Уфа РБ передано государственное полномочие по обеспечению жилой площадью детей - сирот без необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств.
В апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан. Суд при вынесении решения нарушил номы процессуального права, вышел за пределы исковых требований и разрешил вопрос, который ни прокурором, ни ответчиком при рассмотрении дела в суде не заявлялся, при этом судом не учтено, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, позволяющих судебным решением урегулировать межбюджетные отношения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представили. В связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав Шарифуллина Р.М., представителя Министерства финансов Республики Башкортостан Курбангалиева Р.Р., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (действовавшего до 31.12.2012г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу ч. 4 ст.8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Шарифуллин Р.М., родился ... года в ... РБ, в графе "отец" указан "Шарифуллин М.Ш.", а в графе "мать" указана "Гиззатова Г.С.", что подтверждается свидетельством о рождении серии N ... N ... от ... года.
На основании постановления администрации ... РБ N ... от ... года Шарифуллин P.M., ... года года рождения, оставшийся без попечения родителей, был определен в детский дом, после того, как его родители оставили его на улице.
Из справки N ... от ... года следует, что Шарифуллин P.M. воспитывался в детском ... находился на полном государственном обеспечении, как сирота с ... года по ... года.
Согласно справке ГУП " ... " Уфимский городской филиал у Шарифуллина P.M. право собственности на недвижимость не установлено.
... года истец Шарифуллин P.M., обратилась в ... городского округа ... Республики Башкортостан с заявлением принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Распоряжением главы ... ГО ... РБ N ... от ... года Шарифуллин P.M. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В настоящее время Шарифуллин P.M. зарегистрирован по адресу: РБ, ... , не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако он не обеспечен жилым помещением, хотя окончил образовательное учреждение.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у Шарифуллина Р.М. возникло с момента окончания пребывания в образовательном учреждении, и как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Шарифуллин Р.М. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Возлагая обязанность обеспечения Шарифуллина Р.М. жилым помещением на Администрацию городского округа город Уфа, суд первой инстанции правильно исходил из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" от 28.12.2005 года N 260-з с учетом внесенных в него изменений, согласно которым на администрацию городского округа город Уфа возложена обязанность по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае по предоставлению Шарифуллину Р.М. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью на территории городского округа город Уфа отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию городского округа город Уфа предоставить Шарифуллину Р.М. жилое помещение по договору социального найма в пределах субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, площадью не менее ... квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
Довод апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Республики Башкортостан о том, что суд вышел за пределы исковых требований, нарушив нормы процессуального права, разрешив вопрос о финансировании и предоставлении жилья Шарифуллину Р.М., вопросы определения источников финансирования для обеспечения исполнения решения суда не имеют правового значения для обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия не может признать обоснованным.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
В силу ч.ч.1 - 2 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 06.12.2011) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Финансовые и материальные средства, передаваемые органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Таким образом, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год финансирование исполнения администрацией городского округа город Уфа государственной обязанности по обеспечению Шарифуллина Р.М. жилым помещением, не предусмотрено.
Основываясь на приведенных выше правовых нормах, суд первой инстанции правомерно указал на порядок исполнения данного государственного полномочия ответчика, а именно, предоставление вне очереди Шарифуллину Р.М. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы Администрации о том, что Администрация городского округа г. Уфа РБ не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, признается судебной коллегией необоснованной, так как Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционные жалобы являются несостоятельными, так как не содержат доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не могут расцениваться в качестве достаточных оснований для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы суда Республики Башкортостан от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Министерства Финансов Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий: Э.Р. Нурисламова
Судьи: А.Р. Хакимов
Ю.А. Батршина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.