Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судей коллегии Ивановой В.А., Ихисеевой М.В., с участием прокурора Налетовой М.М., при секретаре Санкировой М.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Джидинского района Республики Бурятия, действующего в интересах Охолиной Т.В. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о предоставлении денежной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 октября 2012 года, которым постановлено:
Иск прокурора Джидинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей выделить Охолиной Т.В. денежные средства на приобретение (строительство) жилья, исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения и расчетной нормы площади жилья по месту ее жительства - в " ... " Республики Бурятия.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав пояснения Охолиной Т.В., заключение прокурора Налетовой М.М., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Джидинского района Республики Бурятия обратился в суд в защиту интересов Охолиной Т.В., ... 1990 года рождения, с иском к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о возложении обязанности по предоставлению субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения. Иск мотивирован тем, что Охолина Т.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в собственности жилое помещение, признанное в установленном законом порядке непригодным для проживания.
В суде первой инстанции Охолина Т.В. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубин В.С. по доверенности, возражал по заявленным требованиям в связи с наличием у Охолиной Т.В. в собственности жилого помещения.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Шубин В.С. настаивает на отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указывает, что социальные гарантии устанавливаются для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
На заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Республиканского агентства по делам семьи и детей, будучи надлежаще извещенным, не явился.
Охолина Т.В., прокурор Налетова М.М. полагали решение постановленным законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы в их пределах и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, представляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 32 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 г. N 899-III "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.
Согласно п. 11 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия N 102 от 31.03.2005 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются жилой площадью в форме предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств республиканского и (или) федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что Охолина Т.В. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по " ... " Республики Бурятия в соответствии с договором передачи в собственность гражданам от ...
На основании заключения межведомственной комиссии от 13.09.2012 г. жилой дом по указанному адресу признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации МО "Джидинский район" от ... Охолина Т.В., поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая исковые требования прокурора в интересах Охолиной Т.В., районный суд обоснованно исходил из того обстоятельства, что имеющееся в собственности Охолиной Т.В. жилое помещение является непригодным для проживания что не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него в силу перечисленных норм закона обязанности по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.
Доводы жалобы о том, что обязанность предоставления Охолиной жилого помещения лежит на администрации МО "Джидинский район", где Охолина принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты во внимание.
Охолина Т.В. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно обязанность по обеспечению ее жильем лежит на ответчике, как на исполнительном органе государственной власти Республики Бурятия, обеспечивающим реализацию права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения.
Довод жалобы о нарушении прав других детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилья удовлетворением заявленного иска является несостоятельным, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими нормам материального права, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы оно отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи: В.А. Иванова
М.В. Ихисеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.