ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В составе: Председательствующего Шмотиковой С.А.
Судей: Рочевой Е.С., Кабанен Н.И., Стракатовой З.Е., Галашевой И.Н., Савастьянова Г.С., Касым Л.Я.
рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе Руденко Д.О. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2012 года по иску прокурора города Сортавала в интересах несовершеннолетней Р. к администрации Сортавальского муниципального района о совершении определенных действий,
Заслушав доклад судьи Кудиновой Т.В., заключение прокурора Миронова С.Ю., полагавшего оставить в силе решение суда первой инстанции, Президиум
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетней Р. по тем основаниям, что Р., являясь дочерью военнослужащего Руденко Д.О., имеет право на первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. 12.12.2011 г. Руденко Д.О. обратился в Комитет образования Администрации Сортавальского муниципального района с заявлением о предоставлении места в детском саду для дочери Р. с приложением необходимых документов, подтверждающих наличие льготы. 07.06.2012 г. был получен ответ о том, что решением комиссии, утвержденной Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 12 мая 2012 года, с учетом недостаточности мест в дошкольных образовательных учреждениях распределялись места для детей от 1,5 до 6,5 лет. Поскольку Р. на начало учебного года исполнится 10 месяцев, вопрос о предоставлении ей места в дошкольном учреждении не рассматривался. Ссылаясь на Закон РФ "Об образовании", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О статусе военнослужащих", прокурор просил обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Р. место в дошкольном образовательном учреждении.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 августа 2012 года исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчика предоставить несовершеннолетней Р. место в дошкольном образовательном учреждении Сортавальского муниципального района.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2012 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, полагая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, непредоставление его дочери места в дошкольном учреждении по тем основаниям, что на начало учебного года ребенку исполнилось лишь 10 месяцев, неправомерно и является ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей в области организации бесплатного дошкольного образования, поскольку Типовое положение о дошкольном образовании и уставы дошкольных образовательных учреждений для детей раннего возраста в г.Сортавала предусматривают создание групп и реализацию образовательных программ для воспитанников от 2 месяцев до 7 лет. Р. стояла в списке детей, имеющих право на первоочередное предоставление путевки в дошкольное учреждение, под номером 18. На 2012-2013 учебный год было распределено 189 мест в дошкольных образовательных учреждениях Сортавальского муниципального района, было принято 125 детей, чьи родители не имеют льгот при предоставлении мест в детские дошкольные учреждения в первоочередном либо внеочередном порядке, что нарушает права Р. и 17 детей, поставленных на учет ранее дочери заявителя и также обладающих правом на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. При добросовестном исполнении ответчиком своих обязанностей в области организации бесплатного дошкольного образования все 18 детей, включая Р., были бы приняты в первоочередном порядке.
Определением судьи Верховного суда Республики Карелия Кудиновой Т.В. от 17 января 2013 года дело передано для рассмотрения в суд кассационной инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, Президиум находит состоявшееся по делу судебное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным ст. 387 ГПК РФ, в соответствии с которой основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со ст.3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" гарантирует гражданам РФ возможность получения образования независимо от возраста и состояния здоровья, общедоступность дошкольного образования. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами относится к компетенции образовательного учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех типов регулируется Типовым положением "О дошкольном образовательном учреждении" (Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666 (Постановление). Согласно пункту 15 Постановления учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) являются органы местного самоуправления.
В соответствии с Положением в ДОУ принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (пункт 28). Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе (пункт 25). Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем (пункт 29).
Согласно Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением администрации Сортавальского муниципального района N 155 от 15 декабря 2010 года, право на посещение МДОУ у ребенка возникает по достижения возраста, определенного Уставом конкретного МДОУ (пункт 2.5). Распределение мест в МДОУ осуществляется в соответствии с имеющимися льготами на первоочередное устройство в МДОУ, вакантными местами, с учетом указанных родителями МДОУ, возрастом ребенка (п.2.6). Комлектование МДОУ осуществляется комиссией, созданной распоряжением главы администрации Сортавальского муниципального района. Распределение путевок производится в порядке очередности постановки на учет детей. Сроки поступления ребенка в МДОУ определяются руководителем МДОУ по согласованию с родителями, но не позднее 01 сентября текущего учебного года. По результатам распределения освободившихся мест родителям выдаются путевки для устройства ребенка в МДОУ (пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Положения).
Судом установлено и из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Р. является дочерью Руденко Д.О., проходящего военную службу __. В связи с чем на основании п.6 ст.19 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.2.7. Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением администрации Сортавальского муниципального района N 155 от 15 декабря 2010 года имеет право на первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в г.Сортавала.
12.12.2011 г. Руденко Д.О. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении места в детском саду в г.Сортавала с приложением необходимых документов и документов, подтверждающих наличие указанной выше льготы.
29 мая 2012 года состоялось заседание комиссии по распределению мест в МДОУ Сортавальского муниципального района на 2012-2013 учебный год.
В Сортавальском муниципальном районе существует три дошкольных образовательных учреждения для детей раннего возраста: Детский сад N 5 "Малышок", Детский сад N 31 "Сказка" и детский сад N 23 "Ладушки".
Согласно п.1.13 Устава детского сада N 5 "Малышок" данное дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
Пункт 22 Устава детского сада N 31 "Сказка" предусматривает, что данное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет при создании необходимых условий.
В силу п.3.1 и 2.1 Устава детского сада N 23 "Ладушки" содержание образования в данном дошкольном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно. В учреждении функционируют группы, в том числе 2-ая группа раннего возраста с 1 года до 2 лет.
Принимая во внимание, что на начало 2012-2013 года (на 01 сентября 2012 года) Р. исполнилось __ месяцев, то есть она достигла возраста, с которого согласно Уставов дошкольные учреждения Сортавальского муниципального района реализуют программу дошкольного образования, медицинских противопоказаний для посещения дошкольных учреждений Р. не имеет, следовательно у нее возникло право на посещение дошкольного образовательного учреждения для детей раннего возраста в Сортавальском муниципальном районе в 2012-2013 учебном году.
Вместе с тем, комиссия по распределению мест в МДОУ Сортавальского муниципального района 29 мая 2012 года заявление Руденко Д.О. о предоставлении места в дошкольном учреждении его дочери Р. на 2012-2013 учебный года не удовлетворила.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска прокурора, исходил из того, что в силу ст.17 Конституции РФ реализация конституционного права Р. на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других несовершеннолетних детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, родители которых ранее обратились с заявлением о постановке на учет для предоставления места в дошкольном учреждении.
Вместе с тем, с такими выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам и основан на неверном токовании норм материального права.
Как следует из списка детей 2011 года (декабрь 2010 года), на день распределения комиссией мест в дошкольные общеобразовательные учреждения в г.Сортавала 29 мая 2012 года Р. находилась в списке детей, имеющих право на первоочередное получение места в детском саду, под номером 23.
Согласно протокола заседания комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения от 29 мая 2012 года на 2012-2013 учебный год было распределено 45 мест в дошкольные учреждения в группы для детей раннего возраста, из них 40 мест было распределено детям, не имеющим льгот при распределении мест, и лишь 5 мест было распределено детям из первоочередного списка и поставленным на учет ранее Р.
При таких обстоятельствах, в дошкольных образовательных учреждениях Сортавальского муниципального района на 2012-2013 годы имелись вакантные места для детей из первоочередного списка, в том числе и для несовершеннолетней Р., находившейся под номером 25 в списке первоочередников. Вместе с тем, указанные места в нарушение установленного порядка очередности предоставления мест в дошкольных образовательных учреждения Сортавальского муниципального района и в нарушение прав детей, имеющих право на первоочередное предоставление мест в детских садах, были распределены между детьми из списка общей очереди, не обладающими какими-либо льготами при распределении мест.
Ссылки ответчика на отсутствие созданных санитарных условий для осуществления образовательных программ в отношении детей до года и на нехватку мест в детских садах не могут быть приняты во внимание, поскольку, предусмотрев в Уставах дошкольных образовательных учреждений реализацию образовательных программ в группах для детей от 2 месяцев до 7 лет, Администрация Сортавальского муниципального района, как учредитель дошкольных образовательных учреждений, должна предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности, предусмотренной Уставами.
Поскольку при разрешении дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенного права, апелляционное определение подлежит отмене.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, правильно применен материальный закон, не допущено нарушений норм процессуального права, Президиум считает возможным оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь п.4 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 13 ноября 2012 года по настоящему делу отменить.
Решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 августа 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий Шмотикова С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.