Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Данилова О.И., Стыцюн С.А.
при секретаре Филиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявительницы на решение Петрозаводского городского суда от 28 декабря 2012 г. по заявлению Белявской И.Ю. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявление подано по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ между Белявской И.Ю. и Ш.Л.П. был заключен договор купли-продажи комнат, расположенных по адресу: г. П., К. шоссе, д. ХХ, кв. ХХ, комнаты ХХ, ХХ. Денежные средства за комнаты в сумме ... руб. переданы продавцу. ХХ.ХХ.ХХ договор купли-продажи представлен на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. Однако в ХХ.ХХ.ХХ года заявительнице было отказано в государственной регистрации сделки на основании абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку на момент регистрации договора продавец умер, его правоспособность прекращена в связи со смертью, имущество на момент регистрации не принадлежит правоотчуждателю, т.к. входит в состав наследства. Ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации сделки, Белявская И.Ю. просила признать данный отказ незаконным и обязать регистрирующий орган зарегистрировать за ней право собственности на предмет сделки.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласна заявительница. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и удовлетворении требований по тем мотивам, что на момент заключения сделки регистратор проверил все документы и убедился, что продавец является правообладателем и вправе распоряжаться предметом сделки. Комнаты принадлежали продавцу на праве собственности, основанием признания права собственности являлся договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано. Продавец при жизни выразил свою волю на продажу недвижимости, что отражено в договоре купли-продажи и акте приема-передачи недвижимости. Заявления на государственную регистрацию перехода права собственности поданы при жизни продавца и момент публичного признания сделки от воли или волеизъявления сторон уже не зависел. При заключении договора лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, было уполномочено распоряжаться данным объектом недвижимого имущества. После заключения договора и представления его на регистрацию продавец не совершает никаких распорядительных действий и поэтому его смерть не является препятствием для регистрации.
В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение суда без изменения, указывая, что Управление Росреестра по Республике Карелия было вынуждено отказать в государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права собственности на комнаты, поскольку лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявительница поддержала доводы жалобы.
Представитель заинтересованного лица Колотенко А.С. просила оставить решение суда без изменения по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав заявительницу, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из дела, ХХ.ХХ.ХХ между Ш.Л.П. и Белявской И.Ю. составлен договор купли-продажи комнат N ХХ, ХХ в коммунальной квартире N ХХ д. ХХ по К. шоссе в г. П. стоимостью ... руб. Обозначенная сумма выплачена продавцу. В этот же день стороны сделки обратились в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлениями о государственной регистрации вышеуказанного договора купли-продажи, перехода права и права собственности на предмет договора.
ХХ.ХХ.ХХ государственным регистратором государственная регистрация договора купли-продажи, перехода права и права собственности на комнаты была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с отсутствием документов, подтверждающих извещение о продаже комнат или отказы от преимущественного права покупки комнат собственников других комнат в квартире.
ХХ.ХХ.ХХ государственным регистратором государственная регистрация договора купли-продажи, перехода права и права собственности на комнаты была приостановлена в соответствии с п. 3 ст. 19 вышеназванного закона на основании заявления Белявской И.Ю. от ХХ.ХХ.ХХ сроком на три месяца в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
ХХ.ХХ.ХХ Белявская И.Ю. дополнительно представила на государственную регистрацию документы, подтверждающие отказы собственников комнат от приобретения спорного имущества (кроме администрации Петрозаводского городского округа). Одновременно заявительницей была представлена копия свидетельства о смерти Ш.Л.П. ХХ.ХХ.ХХ, выданное ХХ.ХХ.ХХ отделом ЗАГС г. Петрозаводска.
ХХ.ХХ.ХХ Управлением Росреестра по Республике Карелия Белявской И.Ю. отказано в государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права собственности на комнаты на основании абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ст.ст. 17, 18 ГК РФ правоспособность гражданина заключается в возможности иметь имущество на праве собственности, а также совершать любые не противоречащие закону сделки, которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.
Статьями 1112, 1113, 1114, 1152 ГК РФ предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку на момент разрешения вопроса о государственной регистрации сделки купли-продажи правоспособность Ш.Л.П. прекратилась в связи с ее смертью, а принадлежавшее ей имущество вошло в состав наследственной массы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что регистрирующий орган имел основания для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права собственности на комнаты в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права заявительницы в сложившейся ситуации подлежат защите не путем возложения обязанности на регистрирующий орган произвести соответствующую регистрацию, а в порядке, предусмотренном п. 62 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", т.е. посредством заявления требований о регистрации перехода права собственности к универсальным правопреемникам продавца, а при их отсутствии (в случае, если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности является отсутствие продавца) - к регистрирующему органу.
Довод апелляционной жалобы о том, что смерть гражданина не может служить основанием для отказа в государственной регистрации сделки и соответствующих прав по ней, несостоятелен, поскольку в силу приведенных выше норм прекращение правоспособности гражданина влечет, одновременно с прекращением права собственности на имущество, и право распоряжаться им.
По изложенным мотивам вынесенное по делу судебное решение является законным, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда от 28 декабря 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ ( ), _____ _________________ 201_ г.
"Согласовано" судья Верховного суда РК
____________________ ( Соляников Р.В.), _____ _________________ 201_ г.
"Разместить на сайте суда" Председательствующий состава
____________________ ( ), ______ _________________ 201_ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.