Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Соснин А.Е., при секретаре Пузыревой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Пекунова А.А. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда от 29 ноября 2012 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Пекунова А. А., оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 сентября 2012 года члену единой комиссии ... Пекунову А.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25283 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в необоснованном отклонении первых частей заявок на участие в аукционе, то есть в отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Не согласившись с постановлением, Пекунов А.А. обжаловал его в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Пекунов А.А. просит постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 сентября 2012 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда от 29 ноября 2012 года отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Пекунова А.А. Морозовой Н.А., поддержавшей доводы жалобы и просившей решение суда отменить, прихожу к следующему.
В жалобе Пекунов А.А. указывает на то, что им как членом единой комиссии исполнено требование закона о размещении заказов, заявки N ... , N ... не могли быть допущены к участию в аукционе, даже по одному параметру - "не указан артикул (модель) картриджей", отклонение заявок по этому основанию признано Марийским УФАС законным, обратное привело бы к нарушению требований закона, в частности, к незаконному допуску участника размещения заказа. Также в жалобе приводится довод о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, приказом от 00.00.00 N ... - заказчиком принято решение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники, принтеров и множительно-копировальной техники.
00.00.00 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники, принтеров и множительно-копировальной техники.
Документация об открытом аукционе в электронной форме для субъектов малого предпринимательства утверждена 00.00.00 Эл 00.00.00 и также опубликована на сайте www.zakupki.gov.ru. Начальная (максимальная) цена контракта составила ... рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 00.00.00 N ... на участие в аукционе в электронной форме было подано 10 заявок.
Единая комиссия заказчика рассмотрела первые части поданных заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие
требованиям, установленным в документации об аукционе и приняла решение о допуске к участию в аукционе заявок с номерами N ... и N ... и об отказе в допуске к участию в открытом аукционе участников размещения заказа, подавших заявки с порядковыми номерами N ...
Антимонопольным органом признан необоснованным отказ в допуске к участию в аукционе заявок с порядковыми номерами N ...
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 00.00.00 N ... участнику размещения заказа под номером N ... отказано в допуске к участию в открытом аукционе в связи с несоответствием требованиям, установленным документацией об открытом аукционе: ... , что является нарушением пункта 4 Технических требований аукционной документации; - указанный в заявке ...
Участнику размещения заказа под номером N ... отказано в допуске к участию в открытом аукционе ввиду неуказания ресурса, артикула (модели), гарантийного срока ...
Участнику размещения заказа под номером ... отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что указанный в заявке гарантийный срок на ... " ... " не является конкретным показателем, соответствующим значению, установленному документацией об открытом аукционе; - в заявке не указан ...
Участнику размещения заказа под номером N ... отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что указанный в заявке гарантийный срок на картриджи " ... " не является конкретным показателем, соответствующим значению, установленному документацией об открытом аукционе; - в заявке не указан ...
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 названного закона.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Следовательно, в зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Как видно из представленных материалов, в нарушение указанных норм документация об аукционе (подпункты 3, 13 пункта 23) не содержит показателей, позволяющих определить соответствие предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара. Для индивидуализации товара заказчиком указано наименование принтера (товарный знак и модель принтера), в то же время показатели, позволяющие определить соответствие предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика, не указаны. Документация об открытом аукционе в электронной форме содержит указание на товарный знак принтеров, а не картриджей, являющихся предметом закупки.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что заказчиком в аукционной документации конкретные показатели ресурса картриджей не установлены.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно материалам дела N ... разделом I "Законодательное регулирование" Документации об открытом аукционе в электронной форме для субъектов малого предпринимательства установлены требования к первым частям заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, соответствующие требованиям вышеприведённой нормы закона.
При этом технические, количественные и качественные характеристики требуемых к поставке расходных материалов для вычислительной техники, принтеров и множительно-копировальной техники для ... определены в Таблице поставки, содержащейся в пункте ... "Технические требования, технические характеристики и технические условия (техническое задание)" Документации об открытом аукционе в электронной форме для субъектов малого предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
При этом законодатель запрещает требовать от участника размещения заказа документы и сведения, не предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказа (часть 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
В соответствии с пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений.
Частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Антимонопольный орган, изучив заявки участников под номерами N ... пришел к правильному выводу, что первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме содержали согласие участников размещения заказа на поставку товаров, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией.
Поскольку срок гарантии является сведением о товаре, который является одним из условий поставки товара, и если участник дал согласие на выполнение условий аукционной документации в соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, следовательно, он готов предоставить гарантию в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, участники размещения заказа, подавшие заявки, которым присвоены номера N ... дав согласие в первой части заявки на участие в открытом аукционе, приняли на себя обязательство по поставке товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Как указано в решении суда, в части требований аукционной документации о том, что все картриджи должны быть экономичными, то есть повышенной емкости, участники размещения заказа не могли представить конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара, поскольку в документации об аукционе не установлено минимальное и (или) максимальное количество отпечатков, которые бы соответствовали потребностям заказчика по емкости. К такому же выводу пришло и должностное лицо Марийского УФАС. Оснований сомневаться в правильности данного вывода не имеется.
Таким образом, единой комиссией заказчика неправомерно отклонены первые части заявок под номерами N ... по причине отсутствия конкретных показателей ресурса картриджей, чем нарушены требования части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Исходя из вышеуказанного у членов единой комиссии отсутствовали основания для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участников заказа с номерами ...
Ответственность за нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка проведения аукциона предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей. Административное наказание Пекунову А.А. назначено в пределах санкции указанной нормы.
В жалобе Пекунова А.А. указано, что принимая решение о недопуске участников размещения заказа, он не нарушил нормы действующего законодательства, тем самым права и интересы кого-либо не нарушены. Также заявитель ссылается на статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой считает совершенное им правонарушение малозначительным. Указанные доводы являются противоречащими друг другу.
Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Следовательно, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного заявителем.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Йошкар-Олинского городского суда от 29 ноября 2012 года вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения данной правовой нормы Закона, отклонение заказчиком заявок, поданных в соответствии с аукционной документацией, не соответствует целям закона, поскольку контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе.
Доводы, изложенные в жалобе, выражают несогласие с вынесенным по делу судебным постановлением и не могут повлечь его отмену.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из решения судьи Йошкар-Олинского городского суда от 29 ноября 2012 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 сентября 2012 года, видно, что должностное лицо и судья, рассмотревшие данное дело, в полной мере выполнили указанное выше требование статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения Йошкар-Олинского городского суда от 27 ноября 2012 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, жалобу Пекунова А. А. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья А.Е.Соснин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.