Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истцов Сергейчева В.В., Коробова В.И., Вавилиной Г.Ф., Храмовой Р.Д., Ифутина Н.И., Куваева С.В., Кудряшовой Л.А., Кулагина А.А., Деревянкиной Н.И., Старцевой Н.И., Лугаськовой Н.В., Замотаевой А.Н., Черновой Т.С., Чегодаевой Г.Ф., Марининой В.М., Мочаловой Т.А., Засыпалова Б.А., Куваевой З.Л., Кострикиной А.А., Старцева С.В., Кастевой Е.Б., Баулиной О.А., Емолкиной Н.В., Кулагиной Н.Б., Кулагиной И.Н., Кулагина Г.А., Карпушкина Н.А., Карпушкиной М.П., Чиндяскиной Л.М., Никоновой В.Г. на решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с исковым заявлением, о признании незаконным бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, выразившегося в нерассмотрении заявления от 9 июля 2012 г. и ходатайств администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 г. о переводе земельного участка площадью "данные изъяты", кадастровый номер "N" расположенного по адресу: "адрес", из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов и о понуждении Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем принятия решения о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
В обоснование исковых требований указали, что проживают более 15 лет в жилых домах, предоставленных им Большеберезниковским лесхозом как ведомственные, которые они в дальнейшем приватизировали, часть домов были построены собственными силами. Однако их дома находятся на земельном участке, который сформирован и поставлен на кадастровый учет за номером "N". Данный земельный участок относится к категории земель - земли лесного фонда. В связи с этим они не имеют возможности оформить права на земельные участки под их домами и реализовать права собственников по распоряжению своим имуществом.
Заявляя требование о признании бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия истцы ссылаются на то, что Министерства допустили незаконное бездействие, выразившееся в том, что в течение установленного законом двухмесячного срока не рассмотрели по существу их заявление и ходатайства о переводе земельного участка. До настоящего времени ответчиками не издан ненормативный акт по их заявлению и ходатайству администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов (л.д.1-6, 166-171, т.1).
Решением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2012 г. в удовлетворении исковых требований Сергейчева В.В., Коробова В.И., Вавилиной Г.Ф., Храмовой Р.Д., Ифутина Н.И., Куваева С.В., Кудряшовой Л.А., Кулагина А.А., Деревянкиной Н.И., Старцевой Н.И., Лугаськовой Н.В., Замотаевой А.Н., Черновой Т.С., Чегодаевой Г.Ф., Марининой В.М., Мочаловой Т.А., Засыпалова Б.А., Куваевой З.Л., Кострикиной А.А., Старцева С.В., Кастевой Е.Б., Баулиной О.А., Емолкиной Н.В., Кулагиной Н.Б., Кулагиной И.Н., Кулагина Г.А., Карпушкина Н.А., Карпушкиной М.П., Чиндяскиной Л.М., Никоновой В.Г. отказано (л.д. 12-26, т.2).
В апелляционной жалобе истцы Сергейчев В.В., Коробов В.И., Вавилина Г.Ф., Храмова Р.Д., Ифутин Н.И., Куваев С.В., Кудряшова Л.А., Кулагин А.А., Деревянкина Н.И., Старцева Н.И., Лугаськова Н.В., Замотаева А.Н., Чернова Т.С., Чегодаева Г.Ф., Маринина В.М., Мочалова Т.А., Засыпалов Б.А., Куваева З.Л., Кострикина А.А., Старцев С.В., Кастева Е.Б., Баулина О.А., Емолкина Н.В., Кулагина Н.Б., Кулагина И.Н., Кулагин Г.А., Карпушкин Н.А., Карпушкина М.П., Чиндяскина Л.М., Никонова В.Г., просили отменить решение суда, считая его незаконным. Считают, что суд, перечислив в решении нормы законодательства, регламентирующие порядок перевода земель из одной категории в другую, не устранил допущенное нарушение прав, поскольку земля до настоящего момента находится в категории земель лесного фонда, и данное обстоятельство не позволяет оформить права на дома и земельные участки, находящиеся под ними. Отмечают, что суд, указав на то, что обязанность по дальнейшему надлежащему правовому оформлению указанного земельного участка лежит на администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, не возложил на нее обязанность устранить допущенные нарушения (л.д. 61-66, т.2).
В судебном заседании истец Коробов В.И., его представитель Бодин О.А., истцы Сергейчев В.В., Куваев С.В., Кулагин А.А., Старцев С.В. просили удовлетворить их жалобу по указанным в ней основаниям.
В судебное заседание истцы Вавилина Г.Ф., Храмова Р.Д., Ифутин Н.И., Кудряшова Л.А., Деревянкина Н.И., Старцева Н.И., Лугаськова Н.В., Замотаева А.Н., Чернова Т.С., Чегодаева Г.Ф., Маринина В.М., Мочалова Т.А., Засыпалов Б.А., Куваева З.Л., Кострикина А.А., Кастева Е.Б., Баулина О.А., Емолкина Н.В., Кулагина Н.Б., Кулагина И.Н., Кулагин Г.А., Карпушкин Н.А., Карпушкина М.П., Чиндяскина Л.М., Никоновой В.Г. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, что коллегия сочла возможным в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика -Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия -, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика Правительства Республики Мордовия Кочетков В.В. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду её несостоятельности. Администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия обратилась в правительство с просьбой об оказании содействия в переводе земельного участка в категорию - земли населенного пункта -, представив документы, согласно которым спорный участок включен в границы населенного пункта Большие Березники. В связи с изложенным указанный перевод состоялся и принимать решение об этом же было излишним, в связи с чем ходатайство администрации не могло рассматриваться в качестве заявления о принятия правительством решения о переводе земельного участка в другую категорию. Истцы с заявлением в правительство не обращались.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия Афонина Е.В. суду пояснила, что в министерство заявление от граждан не поступало, принятия решения о переводе земельного участка из категории - земли лесного фонда - в категорию - земли населенного пункта - не входит в компетенцию министерства. Из представленных администрацией Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия документов было установлено, что спорный земельный участок был переведен в категорию - земли населенного пункта - путём утверждения генерального плана населенного пункта Большие Березники, согласно которому спорный участок включен в границы указанного населенного пункта.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, Лепешкина А.М. суду пояснила, что 12 мая 2011 г. Совет депутатов Большеберезниковского сельского поселения утвердил Генеральный план сельского поселения, а 22 июля 2011 г. Совет депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия утвердил Схему территориального планирования района. Согласно вышеназванным документам спорный земельный участок включен в границы населенного пункта, что считается переводом участка из категории - земли лесного фонда в категорию - земли населенного пункта. Администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия обратилась в Минрегион России для согласования указанного перевода. Если согласование будет получено, сведения о спорном участке будут внесены в государственный кадастр недвижимости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия - Телюватьева О.Ю. суду пояснила, что в настоящее время администрация обратилась в филиал ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия" с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении границы сельского поселения, в связи с которыми земельный участок относится к населенному пункту. Указанное учреждение запросило карту (план) границ с. Большие Березники, в связи с чем принимаются меры к изготовлению карты.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия -, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, и отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы истцов, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N201-Ф3 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N172-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона перевод земель лесного фонда, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу части 1.1. статьи 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 г. может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия N 31-3 от 25 мая 2012 г. "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо исключении земельных участков из границ населённых пунктов" орган местного самоуправления городского округа или поселения в течение сорока пяти дней со дня поступления заявления от органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти Республики Мордовия, органа местного самоуправления, физического или юридического лица направляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) поступившее заявление, прилагаемые к нему документы, заключение, утвержденное решением представительного органа местного самоуправления соответствующего городского округа или поселения, по форме согласно приложению 2, а также заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона.
Частью 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Согласно части 3 статьи 3 Закона Республики Мордовия N 31-3 от 25 мая 2012 г. "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо исключении земельных участков из границ населённых пунктов" Правительство Республики Мордовия в срок не позднее двадцати дней со дня поступления документов от уполномоченного органа принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения с указанием причин отказа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилые дома с номерами "адрес" расположены на территории лесных участков ГКУ "Большеберезниковское территориальное лесничество", Большеберезниковское участковое лесничество в квартале "N", выделе "N", квартале "N" выделе.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 5 июля 2012 г. "N" земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метров с кадастровым номером "N" расположен на землях лесного фонда.
27 июля 2012 г. администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия обращалась с ходатайствами в Правительство Республики Мордовия, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия об оказании содействия в переводе земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
19 июля 2012 г. Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия председателю уличного комитета жителей "данные изъяты" Коробову В.И. был направлен ответ на обращение жителей "адрес" от 9 июля 2012 г.
22 августа 2012 г. Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия направлен ответ главе администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия на ходатайство администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 г. о содействии в переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Советом депутатов четвертого созыва Большеберезниковского сельского поселения принято решение от 12 мая 2011 г. "N" об утверждении Генерального плана Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
С учётом вышеназванных законоположений администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, обращаясь с ходатайством от 27 июля 2012 г. о содействии в переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Правительство Республики Мордовия и вышеназванные министерства, не представило документы, перечисленные в статье 2 Закона Республики Мордовия N 31-3 от 25 мая 2012 г. "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо исключении земельных участков из границ населённых пунктов", в связи с чем у ответчиков не возникло обязанности в соответствии с Законом Республики Мордовия по подготовке проекта решения Правительства Республики Мордовии о включении земельного участка в границы населенного пункта или об отказе в принятии такого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обоснованным вывод суда об отсутствии бездействия со стороны Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия.
На основании изложенного заслуживают внимание доводы представителя Правительства Республики Мордовия Кочеткова В.В. о том, что с учётом представленных генерального плана и схемы территориального планирования ходатайство администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, а также предусмотренной законодательством возможности перевода земельного участка в категорию земель населенного пункта путём утверждения или изменения генерального плана поселения либо схемы территориального планирования муниципального района, было расценено не как инициирование процедуры подготовки и принятия Правительством Республики Мордовии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта.
Довод апелляционной жалобы о том, что суду при выявлении нарушений действующего законодательства со стороны администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия следовало принять решение о понуждении муниципального образования к устранению нарушения прав граждан, отклоняется, т.к. предметом обжалования являлось, имеющееся по мнению истцов, бездействие Правительства Республики Мордовия и вышеназванных министерств, а не администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
Довод апелляционной жалобы о том, что в государственном кадастре недвижимости спорный участок числится в категории - земли лесного фонда - в то время как суд, отказывая в удовлетворении заявлении, исходил из того, что перевод земельного участка в категорию - земли населенного пункта состоялся, не может являться основанием для отмены решения суда.
Действующим законодательством предусмотрена возможность перевода земельного участка в категорию земель населенного пункта путём утверждения или изменения генерального плана поселения либо схемы территориального планирования муниципального района.
Доводы о том, что утвержденные генеральный план и схема территориального планирования, включают спорный участок в границу поселения, подтверждены документально, доказательств обратного не представлено.
Генеральный план поселения и схема территориального планирования не оспорены, не признаны недействительными.
Вместе с тем, предметом судебного разбирательства являлось выяснение того, имелись ли обстоятельства, при которых Правительство Республики Мордовия и органы исполнительной власти Республики Мордовия обязаны были предпринять действия, предписанные им законом, связанные с рассмотрением вопроса о включении спорного земельного участка в границ населенного пункта с. Большие Березники, безотносительно того, имелись в наличии генеральный план поселения и схема-расположение муниципального района.
Отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что решение суда лишило истцов возможности быть титульными собственниками тех жилых помещений, в которых они проживают.
В случае, если истцы считают процедуру перевода вышеназванного земельного участка в категорию земель населенного пункта путем утверждения или изменения генерального плана юридически некорректной, отсутствуют препятствия для повторного обращения истцов в администрацию района с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта, в связи с которым администрация муниципального района обязана провести действия, предписываемые указанным выше законом Республики Мордовия, и впоследствии направить вышеназванное заявление с предусмотренными законом приложениями в компетентный орган исполнительной власти Республики Мордовия для согласования и подготовки проекта решения Правительства Республики Мордовия.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что со стороны Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия допущено бездействие, приведшее к нарушению прав истцов, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок до настоящего момента находится в категории земель лесного фонда, и данное обстоятельство не позволяет оформить права на дома и земельные участки, находящиеся под ними, о том, что суд, указав на обязанность администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия по дальнейшему надлежащему правовому оформлению земельного участка, не возложил на нее обязанность устранить допущенные нарушения, не могут повлечь отмену решения суда.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда - соответствуют обстоятельствам дела и вытекают из них. При этом нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Сергейчева В.В., Коробова В.И., Вавилиной Г.Ф., Храмовой Р.Д., Ифутиной Н.И., Куваева С.В., Кудряшовой Л.А., Кулагина А.А., Деревянкиной Н.И., Старцевой Н.И., Лугаськовой Н.В., Замотаевой А.Н., Черновой Т.С., Чегодаевой Г.Ф., Марининой В.М., Мочаловой Т.А., Засыпалова Б.А., Куваевой З.Л., Кострикиной А.А., Старцева С.В., Кастевой Е.Б., Баулиной О.А., Емолкиной Н.В., Кулагиной Н.Б., Кулагиной И.Н., Кулагина Г.А., Карпушкина Н.А., Карпушкиной М.П., Чиндяскиной Л.М., Никоновой В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.