Постановление Верховного Суда Республики Мордовия от 15 марта 2013 г.
(Извлечение)
И.о. Председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев надзорную жалобу начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Багаевой Т.В. на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 декабря 2012 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 27 декабря 2012 года по жалобе Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на постановление начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия по Республике Мордовия Багаевой Т.В. от 11 октября 2012 года N165 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Багаевой Т.В. от 11 октября 2012 года N165 Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 декабря 2012 года указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 27 декабря 2012 года вышеуказанное решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия оставлено без изменения.
В надзорной жалобе начальник отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Багаева Т.В. считает решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 декабря 2012 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 27 декабря 2012 года незаконными, просит их отменить, как незаконные и необоснованные.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не нахожу.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, являющейся должником по исполнительному производству, вменяется в вину неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Б.Т.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте городского поселения Рузаевка, общей площадью не менее 33 кв.м.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N104-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия наделена государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 9 настоящего Закона органы государственной власти Республики Мордовия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Постановлением судебного пристава-исполнителя П.Е.Б. от 2 июля 2012 года N64337/12/20/13 возбуждено исполнительное производство и районной администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Постановлением судебного пристава-исполнителя П.Е.Б. от 23 августа 2012 года на районную администрацию наложено денежное взыскание (исполнительный сбор) в размере пяти тысяч рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
23 августа 2012 года судебный пристав-исполнитель П.Е.Б. установила районной администрации новый срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования (10 сентября 2012 года) и предупредила должника об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержащееся в исполнительном документе требование в срок до 10 сентября 2012 года районная администрация не исполнила, о чём 11 октября 2012 года судебным приставом-исполнителем П.Е.Б. составлен Акт совершения исполнительных действий.
В связи с указанным событием в отношении районной администрации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, о чём 11 октября 2012 года судебным приставом-исполнителем П.Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Багаевой Т.В. от 11 октября 2012 года N165 районная администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Отменяя указанное постановление по делу об административном правонарушении, и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу о том, что вины районной администрации в совершении административного правонарушения не имеется, поскольку районная администрация не могла исполнить решение суда из-за нахождения взыскателя Б.Т.А. в местах лишения свободы.
Из материалов дела действительно усматривается, что приговором Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 27 июня 2012 года Б.Т.А. признан виновным в совершении преступлений, "данные изъяты", и ему назначено наказание в виде трёх лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Между тем, судьей верховного суда республики справедливо отмечено, что нахождение взыскателя Б.Т.А. в местах лишения свободы само по себе не препятствовало исполнению решения суда, и не могло послужить оправданием для неисполнения районной администрацией содержащегося в исполнительном документе требования.
Взыскатель Б.Т.А. мог выдать уполномоченному лицу доверенности для представительства перед третьими лицами, в том числе на право заключения от его имени договора социального найма жилого помещения.
Доказательств тому, что районная администрация приняла все зависящие от неё меры для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования, суду не представлено.
Вместе с тем, судьей верховного суда республики было правильно указано, что обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения в отношении районной администрации дела об административном правонарушении, имели место не позднее 11 октября 2012 года, а, следовательно, двухмесячный срок давности привлечения районной администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истёк.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возможность производства по делу об административном правонарушении в сторону, ухудшающую положение районной администрации.
С учетом данных обстоятельств, обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны незаконными и по доводам надзорной жалобы начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Багаевой Т.В. отменены быть не могут.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, председатель Верховного Суда Республики Мордовия
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 декабря 2012 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 27 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия оставить без изменения, жалобу начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Багаевой Т.В. - без удовлетворения.
И.о.Председателя Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.