Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ганченкова В.А. с участием секретаря судебного заседания Лизунковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании от 12 марта 2013 года в городе Саранске жалобу временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы Управления по Республике Мордовия Шавензова В.П. на решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 15 января 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Федеральной антимонопольной службы Управления по Республике Мордовия Попковой Ю.В. от 7 декабря 2012 года N399 начальник Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия Быков В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 15 января 2013 года указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия Быкова В.Е. события административного правонарушения.
Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы Управления по Республике Мордовия Шавензов В.П. подал в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на решение судьи районного суда, просил его отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание представитель Федеральной антимонопольной службы Управления по Республике Мордовия, начальник Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия Быков В.Е. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены путём заблаговременного направления адресатам по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Верховного Суда Республики Мордовия принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия Быкова В.Е. Романова О.Е. возразила относительно жалобы.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность решения судьи районного суда, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N642 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N237 утвержден перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства.
Из материалов дела следует, что Быков В.Е., являясь должностным лицом - начальником Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия в 2011 году произвел размещение следующих государственных заказов:
запрос котировок на приобретение марок и маркировочных конвертов для УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на поставку сканеров используемых для оформления внутренних паспортов (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на поставку, монтаж, установку и подключение кондиционеров сплит система (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на капитальный ремонт помещения в Административном здании Территориального пункта УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на поставку специальной техники используемой для оформления внутренних российских паспортов (цена контракта "данные изъяты" рублей);
открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на приобретение бензина для УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по государственной военизированной охране здания УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на приобретение бензина для УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по государственной военизированной охране здания УФМС по Республике Мордовия (цена контракта "данные изъяты" рублей);
открытый аукцион в электронной форме на поставку семи крипто маршрутизаторов (цена контакта "данные изъяты" рублей);
открытый аукцион в электронной форме на поставку семи автоматизированных рабочих мест (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на поставку планшетных компьютеров, маршрутизатора, ноутбука и автоматизированных рабочих мест (цена контракта "данные изъяты" рублей);
запрос котировок на поставку арочного металлодетектора (цена контракта "данные изъяты" рублей).
Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства не осуществлялось.
Отменяя постановление должностного лица, вынесшего от имени территориального органа Федеральной антимонопольной службы о привлечении к административной ответственности начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия Быкова В.Е. и прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что УФМС России по Республике Мордовия не является муниципальным заказчиком, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - ФМС России и к муниципалитету отношения не имеет.
Данный вывод судьи районного суда является правильным.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно статье 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года от 17 декабря 1997 года N2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N724 от 12 мая 2008 года Федеральная миграционная служба в 2011 году входила в раздел 1 т.е. в Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N54-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", к военной службе, в частности, приравнивается служба в органах внутренних дел (в том числе миграционной службе), указанное разъяснение дается в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 8 сентября 2006 года N03-06-01-02/38.
Таким образом, размещение заказов УФМС России по Республике Мордовия подпадает под размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд безопасности государства.
Из материалов дела усматривается, что в 2011 году единой комиссией по размещению заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг УФМС России по Республике Мордовия были рассмотрены документы, представленные участниками размещения закупок, и по результатам проведенных торгов заключено 18 государственных контрактов, в 2011 году заключались государственные контракты с организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства.
Анализируя вышеуказанное, размещение заказов УФМС России по Республике Мордовия подпадает под размещение заказов на постановки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд безопасности государства, поэтому размещение заказов у субъектов малого предпринимательства является правом, а не обязанностью УФМС России по Республике Мордовия.
При таких обстоятельствах, довод в жалобе о том, что заказчик - УФМС России по Республике Мордовия пользуется правом на размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг лишь в случае необходимости закупать товары, производить работы и выполнять услуги для нужд обороны государства, отклоняется.
Кроме того в соответствии с частью 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно материалам дела об административном правонарушении срок давности привлечения Быкова Е.В. к административной ответственности по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно неразмещение заказов в 2011 году у субъектов малого предпринимательства в объеме от 10 до 20% годового объема размещаемых заказов, начал исчисляться с 1 января 2012 года и истек 1 января 2013 года.
Из системного толкования части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении.
Несмотря на то, что данное обстоятельство не было принято во внимание судьей районного суда, оно не влечет отмену решения судьи.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 15 января 2013 года оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы Управления по Республике Мордовия Шавензова В.П. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.