Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Громацкой В.В., Никодимова А.В.
при секретаре Афанасьевой А.А.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ленского районного суда от 29 октября 2012 года, которым по делу по заявлению Бурлаковой О.Г. о признании раздела 7 "Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы муниципального образования "Ленский район" и Государственного бюджетного учреждения РС(Я) "Ленская центральная районная больница", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012-2014 годы", утвержденного Постановлением муниципального образования "Ленский район" от 04 июня 2012г. N ... , опубликованного 13 июня 2012г. в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления" N ... , недействующим
п о с т а н о в л е н о:
Заявление удовлетворить частично.
Признать п.7.1 раздела 7 "Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы МО "Ленский район" и ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница", предусмотренных в бюджете МО "Ленский район" на 2012-2014 годы", утвержденного Постановлением МО "Ленский район" от 04 июня 2012г. N ... , опубликованного 13 июня 2012г., противоречащим действующему законодательству, со дня вступления в силу, в части установления неравных условий предоставления финансовой помощи между работниками муниципальной бюджетной сферы и работниками ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница".
В остальной части - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурлакова О.Г. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим раздела 7 "Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы муниципального образования "Ленский район" и Государственного бюджетного учреждения РС(Я) "Ленская центральная районная больница", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012-2014 годы", утвержденного Постановлением муниципального образования "Ленский район" от 04 июня 2012г. N ... , указывая о том, что согласно данному разделу обязательным условием при заключении соглашения о получении социальной выплаты является обязательство по отработке в муниципальной бюджетной сфере с момента получения финансовой помощи не менее 5 лет, что является нарушением прав и свобод гражданина на труд и жилье, гарантированных Конституцией РФ. Кроме того, данные обязательства не предусмотрены для работников здравоохранения, что противоречит ст.19 Конституции РФ, и ставит граждан в неравные условия при предоставлении социальных льгот.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен заявитель. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме в связи с неправильным применением норм материального права, ссылаясь на те же доводы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Судом установлено, что Постановлением главы МО "Ленский район" от 27 октября 2011г. N ... утверждена Целевая программа "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы МО "Ленский район и ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница" на 2012-2014 годы.
Постановлением муниципального образования "Ленский район" от 04 июня 2012г. N ... утвержден Порядок направления средств на реализацию вышеуказанной программы. Данный Порядок опубликован в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления" от 13 июня 2012г. N ...
Согласно разделу 1 Порядка социальная выплата - это безвозмездные средства из районного бюджета, выделяемые работникам в целях приобретения жилья и пиломатериалов, строительства индивидуального жилого дома.
Участники программы - работники муниципальной бюджетной сферы, финансируемые из бюджета МО "Ленский район", и ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница", граждане РФ, постоянно проживающие на территории Ленского района и имеющие постоянную регистрацию, занимающиеся профессиональной деятельностью в учреждениях, финансируемых за счет бюджета МО "Ленский район", а также в ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница", имеющие стаж работы в муниципальной бюджетной сфере не менее 2 лет, состоящие на учете на улучшение жилищных условий, либо на обеспечение жильем по месту регистрации.
Разделом 2 Порядка предусмотрено, что основной целью является закрепление специалистов, поддержка молодых специалистов и их семей, работающих в муниципальной бюджетной сфере и ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница".
Пунктом 7.1 раздела 7 Порядка предусмотрено, что при заключении соглашения о получении социальной выплаты работник муниципальной бюджетной сферы принимает на себя обязательство отработать в муниципальной бюджетной сфере с момента получения финансовой помощи не менее 5 лет.
Таким образом, основными принципами реализации данного Порядка являются добровольность участия в этой программе работников муниципальной бюджетной сферы и ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница", признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы, возможность для работников реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках программы из муниципального бюджета на улучшение жилищных условий только один раз.
Установление определенных критериев для участия работников муниципальной бюджетной сферы в муниципальной программе по улучшению их жилищных условий закону не противоречит. Доводы заявителя по существу сводятся к решению вопроса о целесообразности установления такого условия участия в программе как обязательство участника после получения социальной выплаты отработать не менее 5 лет в муниципальной бюджетной сфере. Эти доводы не могут свидетельствовать о незаконности решения, принятого при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оспариваемый нормативный акт принят полномочным органом местной власти в пределах полномочий, установленных законом. Вывод о законности оспариваемого в части нормативного акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст.10 Конституции РФ, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления и предписывать им издавать нормативные акты в той или иной редакции. Суд не вправе также входить в обсуждение вопроса о целесообразности установления тех или иных условий участия граждан в программе и дифференцированного подхода к кандидатам в участники в целях соблюдения интересов всех участников программы.
Судом обоснованно указано на то, что программа по улучшению жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы и Порядок направления средств на реализацию данной программы предусматривают исключительно добровольный характер участия в программе.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления не усматривается. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по основаниям, указанным выше. Доводы в жалобе направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и ошибочны.
В остальной части решение суда никем не обжаловано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда от 29 октября 2012 года по делу по заявлению Бурлаковой О.Г. о признании раздела 7 "Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы МО "Ленский район" и ГБУ РС(Я) "Ленская центральная районная больница", предусмотренных в бюджете МО "Ленский район" на 2012-2014 годы", утвержденного Постановлением МО "Ленский район" от 04 июня 2012г. N ... , недействующим оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Громацкая В.В.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.