Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего Темираева Э.В.,
судей Джиоева П.Г. и Гатеева С.Г.,
при секретаре Будаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Албегова К.А. об оспаривании отказа в выдаче бесплатного ежемесячного единого социального проездного билета, по апелляционной жалобе Албегова К.А. на решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Албегову К.А. о признании отказа Государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района" от 24.09.2012 года в выдаче бесплатного ежемесячного единого социального проездного билета Албегову К.А. незаконным, и об обязании Государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района" выдать Албегову К.А. бесплатный ежемесячный единый социальный проездной билет отказать за необоснованностью заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г., выслушав объяснения Албегова К.А. и его представителя Хубуловой З.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Северная Осетия - Алания "Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района" (далее - ГБУ "КЦСОН Правобережного района") Залеевой Л.Х., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
УСТАНОВИЛА:
Албегов К.А. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просил признать отказ ГБУ "КЦСОН Правобережного района" от 24 сентября 2012г. в выдаче бесплатного ежемесячного единого социального проездного билета, незаконным, а также обязать ГБУ "КЦСОН Правобережного района" выдать ему указанный проездной билет. В обоснование заявленных требований сослался на то, что имеет право на получение льгот, предусмотренных ст.14 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", что ранее, в своем ответе подтвердило и ГБУ "КЦСОН Правобережного района". В соответствии со ст.28 Федерального закона "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов. Согласно разделу I приложения к Федеральному закону "О ветеранах" все указанные в нем ветераны равны между собой, преимущества закон никому не дает. Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает права выяснять, в какой войне участвовал ветеран, они равны в своем статусе.
В судебном заседании Албегов К.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Пояснил, что является ветераном Великой Отечественной войны и пользуется всеми льготами, предусмотренными федеральным законодательством.
Представитель ГБУ "КЦСОН Правобережного района" Залеева Л.Х. в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что отказ основан на постановлении Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02 марта 2012г. N51.
Правобережным районным судом Республики Северная Осетия - Алания 13 ноября 2012 года принято указанное решение, с которым не согласился Албегов К.А.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение районного суда отменить, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГБУ "КЦСОН Правобережного района" Албегову К.А. было отказано в выдаче единого проездного билета, о чем сообщено в уведомлении от 24 сентября 2012г. N122. Отказ мотивирован тем, что заявитель является участником боевых действий на территории другого государства, и относится к лицам, приравненным к участникам Великой Отечественной войны, выдача бесплатного единого проездного билета которым, не предусмотрена Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02 марта 2012г. N51.
Согласно подпункту "а" п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемся в Приложении к Федеральному закону "О ветеранах", на лиц, принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I и II, в том числе боевых действиях в Венгрии в 1956 году, распространяется действие статей 2 (ветераны Великой Отечественной войны) и 4 (инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий) Федерального закона "О ветеранах".
Судом первой инстанции установлено, что Албегов К.А. принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, является участником Великой Отечественной войны, поскольку законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня.
Между тем, Федеральным законом от 22 августа 2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормы, предусматривающие право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения для ветеранов, исключены из Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ч.2 ст.10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.10 ФЗ "О ветеранах").
Из преамбулы и ст.1 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 05 марта 2005г. N20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" следует, что он разработан в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" и распространяется на лиц, указанных в п.4 ч.1 ст.2, ст.5-7 Федерального закона "О ветеранах".
В силу ч.1 ст.3-1 указанного Закона, право на ежемесячную денежную выплату на проезд имеют труженики тыла, ветераны труда, ветераны военной службы и ветераны государственной службы.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02 марта 2012г. N51 "О мерах по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта в Республике Северная Осетия - Алания для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания, в 2012 году", принятым также в соответствии с Закона Республики Северная Осетия - Алания от 05 марта 2005г. N20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов", предусмотрена выдача в 2012г. бесплатных ежемесячных единых социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (кроме приравненных категорий).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на предоставление бесплатных ежемесячных единых социальных проездных билетов приведенными нормативными правовыми актами на заявителя не распространяется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неверное толкование норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Албегова К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Темираев
Судьи П.Г. Джиоев
С.Г. Гатеев
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Правобережного районного суда Республики Северная Осетия - Алания Цаллаева А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.